Зубная фея существует
9 февраля – Международный день стоматолога. О своей работе нам рассказала детский врач-стоматолог одной из частных клиник Мирного Екатерина Нагуслаева.

Выбор профессии стал для Екатерины Юрьевны в какой-то мере данью памяти об отце, который был стоматологом, но трагически погиб. «Как-то я нашла в кладовке его книги по стоматологии, инструменты, и на меня какое-то озарение нашло, что мне нужно пойти по его стопам, и в 10 классе я заявила маме, что буду стоматологом», – рассказывает Екатерина.
Мама удивилась, потому что дочь училась в физико-математическом классе, где каждый день были уроки алгебры и физики, а для поступления в медицинский нужно сдавать химию и биологию. Пришлось после школы посещать дополнительные занятия по этим предметам. В 2005 году школьники впервые сдавали ЕГЭ, в том числе и Екатерина. Сдача прошла успешно. Она набрала хорошие баллы и поступила на бюджет в Читинскую медицинскую академию.
Учиться было сложно. Допускались всего две пересдачи любого предмета, после чего, в случае неудачи, следовали либо академический отпуск, либо отчисление. Такая строгость понятна: всё же медики имеют дело со здоровьем человека.
За время обучения нужно было дважды сдать государственные экзамены: после второго и пятого курсов. Во время учебы студенты выбирают свою будущую специализацию. Екатерина тогда не хотела быть детским стоматологом. Она думает, что причиной был слишком строгий преподаватель: «Когда учишься в вузе, от преподавателя очень многое зависит. Мне нравилась хирургия. Дело в том, что преподаватель Юрий Иосифович –человек с юмором, постоянно шутил и так преподносил материал, что было интересно слушать».
На третьем курсе в Читинской медицинской академии студенты уже ведут прием пациентов по полисам ОМС. Пациенты знают, что их будут лечить студенты, но это будет бесплатно. В результате этой работы студенты получают зачеты. «Читинская академия хороша именно тем, что там дают студентам много реальной практики. Конечно, вначале руки трясутся, но это дает большой опыт. Это огромный плюс по сравнению со студентами многих других вузов», – говорит Екатерина.
Обучение длится пять лет, после чего можно пройти интернатуру в течение одного года или ординатуру, которая длится два года. Екатерина выбрала первое, потому что хотела быстрее завершить обучение: «Я выбрала интернатуру, куда входили и хирургия, и терапия, и детская стоматология. Обучение проходят на базе государственной поликлиники. Ты уже ведешь полноценный прием, конечно, под контролем более опытных врачей. В ординатуре учатся два года. После окончания вуза мне предложили пойти именно туда на ортодонтию. Но я отказалась и прошла интернатуру в Улан-Удэ на базе Детской стоматологической поликлиники. Позже я прошла и специализацию по детской стоматологии».
Екатерина помнит свой первый день в интернатуре, когда у нее было сразу пять пациентов. Такая нагрузка тяжела для недавнего студента, но зато после интернатуры выходит уже полноценный, полностью подготовленный к работе врач.
Поступая в вуз на специальность «стоматология», Екатерина не думала, что это весьма престижная профессия. Но кроме престижности профессия оказалась и очень сложной. Во-первых, приходится постоянно общаться с людьми, к каждому из которых нужен свой подход, а во-вторых, это сложно просто физически. Когда мы оказываемся в стоматологическом кресле, мы больше жалеем себя и не думаем о том, что чувствует врач. Екатерина рассказывает: «Ты целый день, по сути, проводишь в одном положении. На одного пациента уходит час, а в день я принимаю девять пациентов. Приходится проводить всё это время, согнувшись. Болят и спина, и шея. Бывает, что еще и рот «неудобный», то есть человек не может хорошо открыть рот. До зубов трудно добираться. У некоторых бывает сильный рвотный рефлекс. Приходится помучиться. А «удобный» рот означает, что все зубы очень хорошо видно и доступность хорошая».

Детский стоматолог Екатерина Нагуслаева за работой
С детьми проблем, конечно, еще больше, чем со взрослыми. Врач должен подробно, но в доступной форме объяснить маленькому пациенту всё, что он будет делать. При этом многие дети очень боятся укола, и Екатерина просит родителей вообще не употреблять это слово. Тогда дети относятся к походу к стоматологу спокойнее. Большинство детей даже не понимают, что им поставили укол, думают, что зуб просто полили каким-то замораживающим раствором. Поэтому они сидят спокойно, некоторые даже засыпают прямо в кресле. Неглубокий кариес можно лечить вообще без анестезии. Это не больно, хотя и довольно неприятно. Ну, а когда дело дошло до пульпита, врач делает снимок, ставит анестезию, удаляет нерв и только после этого ставит пломбу.
Екатерина рада, что стала именно детским стоматологом:
«Мне нравится общаться с детьми. Они мне истории рассказывают, обнимают. Приятно, что я могу им помочь».
Конечно, работа стоматолога требует точности движений, значит, развитой мелкой моторики. Тем более, что сейчас врачи стараются, и пациенты от них требуют, чтобы зубы после лечения выглядели красиво. Екатерина с детства любила плести украшения из бисера, занималась лепкой из пластилина, развивая таким образом мелкую моторику. Конечно, умение приходит и с опытом. Немаловажно и то, что врачи регулярно проходят обучение и, общаясь между собой, передают друг другу свой опыт.
Стоматология непрерывно совершенствуется. Сейчас уже совсем не так страшно идти к стоматологу, как пару десятилетий назад. Улучшаются и медикаменты, и материалы. Врачи стараются соответствовать этим изменениям, следить за прогрессом. «Директор нашей клиники ездит в Москву, общается там с врачами, узнает о новых технологиях. Закупает материалы на пробу. Мы их пробуем и между собой обсуждаем их преимущества и недостатки. У врачей, конечно, есть свои предпочтения. Кому-то удобнее работать с одним материалом, кому-то – с другим. Мы сейчас пользуемся корейскими материалами светового отверждения. Раньше ставили цементные пломбы. Теперь мы используем современные материалы, которые быстро твердеют при свете лампы. Считается, что такая пломба отвердеет за двадцать секунд. Но я для верности стараюсь держать сорок секунд», – рассказывает Екатерина.
Какой же совет можно дать родителям, чтобы подготовить ребенка к комфортному посещению стоматолога?
Конечно, с ребенком нужно заранее поговорить, объяснить, что именно и как будет происходить, что это не страшно. Можно даже показать видео, которых в интернете очень много. Остальные советы стандартны, их мы знаем буквально с детства, но не всегда соблюдаем. Поменьше сладкого и чистить зубы минимум два раза в день, а лучше после каждого приема пищи. Если возможности почистить зубы после еды нет, то нужно хотя бы прополоскать рот водой.
«Мы не привыкли чистить зубы после еды. У нас это не принято, мы стесняемся. А, например, в Корее люди везде носят с собой щетку с пастой. И они везде чистят зубы после еды: и на работе, и в кафе. По-этому распространение кариеса там минимально. Что касается детей, то до шести лет чистить зубы должны обязательно родители. Многие родители доверяют это детям, но дети не чистят зубы по-настоящему. Для них это игра», – поясняет Екатерина.

Екатерина Нагуслаева (справа) со своей семьей / фото из семейного архива
Андрей Бочарников