«Не переживай – если что, я с тобой»

Психолог Сергей Суфьянов. Рассказываем о том, кто помогает людям разобраться в себе.

К психологу обратился человек, который устал от собственной агрессии, с которой он никак не может справиться. Он постоянно раздражается, злится и «кидается» на окружающих его людей. И день за днем это разрушает его жизнь и его самого.

Одна консультация, вторая, третья. Психолог уже понял, что на самом деле скрывается за этой агрессией. Но он никогда не дает клиенту готовый ответ, а подводит его к нему, задавая вопросы. И вот он – момент озарения. «На самом деле я просто… боюсь», – шепчет клиент.

Чего именно боится этот человек, это уже совсем другая история. В контексте этой истории важно лишь то, что он докопался до корневой эмоции, мешающей ему жить. Сверху была агрессия, а глубже оказался страх. И работать нужно именно со страхом. А агрессия потом уйдет сама. Наша психика устроена сложно, но понимать ее важно – причем, каждому из нас. И очень жаль, что психологию не преподают в школах. Но хорошо, что есть те, к кому можно прийти за помощью: психологи, психотерапевты, психиатры.

В крупных городах или, как говорят мирнинцы, «на материке» психология ушла намного дальше, чем в нашем городе. В Мирном же психология пока лишь постепенно завоевывает внимание и доверие людей.

Огромную работу по части популяризации психологии и просвещения людей в Мирном проделал психолог Сергей Суфьянов. Работая школьным психологом, он создал в школе №12 психологический клуб. Затем открыл просветительский психологический клуб для взрослых. Сейчас Сергей Равильевич работает учителем физкультуры в Православной гимназии и параллельно консультирует людей. Но давайте обо всем по порядку.

Начало пути

«Интерес к психологии у меня появился, когда я учился в старших классах, – рассказывает Сергей Равильевич. – Изначально меня, как и многих других, привело в психологию желание разобраться в самом себе. Позже я понял, что у меня есть определенные задатки в этой области, и решил поступить на психолога».

Сергей Суфьянов окончил Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета. «У меня был очень хороший наставник на факультете – Андрей Викторович Поминов, – вспоминает Сергей Равильевич. – Андрей Викторович сильно повлиял на мое становление как психолога».

Получив диплом педагога-психолога, Сергей Суфьянов вернулся в Мирный, где стал школьным психологом в школе №12.

Психолог – это…

«Психолог, психотерапевт и психиатр – это три разных специалиста, – говорит Сергей Равильевич. – К кому обращаться, зависит от степени сложности той или иной проблемы в психике.

Давайте представим, что наша психика – это большой очистительный завод, который непрерывно перерабатывает те информационные и эмоциональные потоки, что поступают в него извне. Эти потоки несут в себе стресс, и когда стресса становится много, человеку становится сложно с ними справляться. И тогда появляются неврозы, которые мешают ему жить. Панические атаки, тревожность и раздражительность ни с того ни с сего – всё это примеры невротических расстройств.

У нашего «очистительного завода» есть определенная мощность. Когда в нашей жизни случается какое-то негативное событие, мы сначала стараемся проработать его самостоятельно. Для этого мы часто прокручиваем в голове это событие много раз подряд. Так мы постепенно перерабатываем его и адаптируем под свою жизнь. Иногда мы даже искажаем в своей памяти некоторые картинки этого негативного события, чтобы с ним можно было жить дальше. Так работает базовый механизм нашего «очистительного завода». Но стресса в жизни настолько много, что мощности собственного «завода» нам иногда становится недостаточно. И тогда нужно дополнительное «очистительное сооружение» в виде психолога или психотерапевта.

Психолог и психотерапевт – это «дополнительные сооружения» разной мощности. Психолог работает, в основном, с сознательной частью человека. А психотерапевт – это более мощный специалист, который работает еще и с бессознательной частью. Есть психотерапевты, которые работают медикаментозно, но я сейчас не о них. Я говорю о психотерапевтах, умеющих вводить людей в определенные трансовые состояния, с помощью которых можно докопаться до глубинных неврозов и проработать их».

Что касается психиатрии, то от нее эта статья весьма далека. Поясню лишь, что психиатр – это врач, который работает с такими тяжелыми психическими расстройствами как шизофрения, биполярное аффективное расстройство, частые истерические припадки и т.д.

Титульные запросы

На своих консультациях Сергей Равильевич задает клиентам много вопросов. «Мой наставник по психологии однажды сказал мне, что умение задавать вопросы – это не просто навык, а настоящее искусство. И это действительно так. Когда задаешь правильные вопросы, человек начинает реагировать и откапывать в себе то, что он раньше не замечал», – говорит Суфьянов.

Те запросы, с которыми клиенты приходят на первую консультацию (раздражительность, тревожность и прочее), Сергей Равильевич назвал титульными. Но работать нужно не с ними. Точнее, не только с ними.

«Давайте представим проблему человека в виде детской пирамидки, у которой есть основание и кольца, Люди пытаются решить проблему, снимая кольца, которые, в свою очередь, являются только симптомами. Но основание-то, то есть главная причина самой проблемы, остается. Нужно добраться до основания, и тогда кольцам будет просто не на что нанизываться», – продолжает психолог.

А как понять, что ты докопался до того, что нужно? Как понять, что это и есть основание?

Вы это чувство ни с чем не перепутаете. Это ваше личное переживание, поэтому ощутите вы его по-своему. Но каким бы ни было это переживание, в его основе обязательно будет одно из самых корневых человеческих чувств – боль. Когда человек докапывается до своей боли, он это сразу понимает.

Просветительская работа

Свой профессиональный путь Сергей Суфьянов начал в качестве школьного психолога в школе №12.

Основные направления деятельности школьного психолога: профилактика, диагностика, коррекция, просвещение (причем, не только учеников, но и их родителей) и профориентационная работа.

Сергей Равильевич, ученики приходили к Вам на консультации сами или их отправляли родители, учителя?

Сами приходили, в основном, старшеклассники. А детей до 15 лет чаще всего отправляли родители.

С какими вопросами дети приходили сами?

Меня удивило, что самый распространенный вопрос – это не учеба или отношения с противоположным полом, а детско-родительские конфликты. По поводу ЕГЭ тоже приходили. ЕГЭ – это вообще тема отдельного разговора. Для детей экзамены – это важное событие. Подготовиться за ребенка я не могу, а вот снизить у ребенка уровень стресса попытаться стоит. Я помогаю им правильно организовать их пространство, составить график. С помощью этого можно снизить уровень тревоги.

Так как многие ребята обращались к нему с одними и теми же вопросами, Сергей Равильевич решил создать в школе психологический клуб, в котором он смог бы ответить на повторяющиеся вопросы детей.

«Я создал клуб, чтобы ликвидировать психологическую безграмотность. Мы говорили с ребятами о том, что такое психология, какие в ней бывают направления, разбирали структуру психики и то, какие процессы в ней происходят», – говорит мой собеседник.»

На занятиях школьного психологического клуба выступал не только Сергей Равильевич, но и дети. Ребята готовили док- лады о том, что им интересно, что их волнует. После каждого доклада было обсуждение.

«Мне запомнилось, как один из учеников подготовил доклад на тему психических расстройств из Международной классификации болезней, – рассказывает Сергей Равильевич. – Это больше область психиатра, нежели психолога, но ребят заинтересовало, что такое психиатрия и какие бывают психические расстройства. Тема щепетильная и в каком-то плане даже табуированная, потому что в обществе об этом как-то не принято говорить. А в клубе у ребят была свобода слова. Мне запомнился этот доклад, потому что он вызвал у учеников живой эмоциональный отклик, каждый захотел высказаться».

Благодаря Сергею Суфьянову многие ребята вышли из школы неплохо подкованными в вопросах психологии. «Самое радостное для меня то, что некоторые из них захотели стать психологами и поступили в вузы по данной специальности», – делится Сергей Равильевич.

В 2021 году Сергей Суфьянов создал психологический клуб и для взрослых. Его напарником стал психолог Андрей Судомойкин. Клуб назывался «Sigmund’s friends» и просуществовал год. На занятиях психологи развенчивали мифы о психологии, а также обсуждали с участниками клуба актуальные и просто наболевшие темы.

#СергейРавильевичМощь

В 2017 году Сергей Суфьянов перешел из школы №12 в Православную гимназию. Там он тоже попытался создать психологический клуб. В гимназии учеников меньше, чем в обычных школах, поэтому мало их было и в клубе, но всё же какое-то время клуб просуществовал. А это значит, что еще несколько мирнинских ребят открыли для себя психологию.

Ученица гимназии Полина Герасимова даже подготовила на научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» проект на тему «Роль гиперопеки в адаптации первоклассников к системному обучению в школе».

В Православной гимназии Сергей Равильевич совмещал работу школьным психологом и учителем физкультуры. «Мне нравится движение, – делится мой собеседник. – А сидячая работа меня угнетает. Но психоконсультирование я лично для себя сидячей работой не считаю, потому что оно подразумевает активное общение с человеком, большое эмоциональное включение».

Сергей Суфьянов с его живым умом, горящим сердцем и психологическими навыками оказался хорошим учителем физической культуры. На память о начале его тренерской деятельности у Сергея Равильевича остались трогательные фотографии. На одном снимке ученик бежит, раскинув руки, словно крылья, а позади него ликует команда. На другом – счастливый маленький спортсмен едва не сбивает своего учителя с ног. В тот день воспитанники Сергея Равильевича стали чемпионами по мини-волейболу среди всех школ города.

Но есть в школьной работе и не самые приятные моменты. «Было очень много бумажной работы, которая постепенно высосала всю мою эмоциональную энергию. И я ушел из гимназии. В никуда, в неизвестность. Но мне в тот момент было важно что-то поменять в своей жизни», – говорит Сергей Равильевич.

Полгода он занимался только консультированием клиентов, а потом он получил предложение стать учителем физкультуры в школе №26. «Знания в области психологии очень сильно помогают мне в работе учителем физкультуры, За то и люблю физкультуру, что во время этого урока дети находятся не за партами, а в разных нестандартных ситуациях. И, наблюдая за ними, можно выявить, кто, например, является лидером в классе.

Кроме того, психология сильно помогает мне на соревнованиях. У детей разный уровень стресса, а на соревнованиях не обойтись без падений, поражений и слез. И с детьми потом нужно беседовать, помогать им восстановиться. А вообще соревнования для меня – это всегда очень увлекательное «путешествие» вместе с детьми. Но очень эмоционально затратное», – говорит мой собеседник.

За полтора года у подопечных Сергея Суфьянова в школе №26 накопилось немало достижений. Это и легкая атлетика, и лыжные гонки, и ГТО. За всем этим стоят нервы, эмоциональные качели и совместный труд с коллегой Александром Паршуковым. Листая группу школы №26 в соцсети ВКонтакте, я увидела, что у ребят для своего учителя был специальный хэштег #СергейРавильевичМощь. Я говорю, что хэштег был, потому что спустя полтора года работы в школе №26 Сергей Суфьянов вернулся в Православную гимназию, где работает и сейчас.

Эмоции – язык бессознательного

Сергей Равильевич, что Вы думаете о фразе «Мужчины не плачут»?

Все плачут. Плохо, если не плачут. Тело человека должно иметь способ выпустить стресс. Есть пагубные способы выпустить стресс, которые потом перерастают в те или иные зависимости. А есть полезные способы. Я, например, часто рекомендую людям найти какое-то место, где их не будет слышно, и хорошенько прокричаться там. Еще можно выпустить негатив с помощью спорта. Такие способы помогают хотя бы на начальном уровне разгрузить психику, немного успокоиться, чтобы дальше уже трезво решать проблему.

Слезы – это естественная реакция организма на стресс. Но в нашей культуре есть установка, запрещающая мужчинам плакать.

Мол, если ты плачешь, то ты слабый, ты не мужик. Если женщина плачет и эмоционирует, это принимается обществом. Если так сделает мужчина, то для людей это будет выглядеть, как минимум, странно. Но в принципе, это понятно – все-таки инстинктивную природу еще никто не отменял. В природе самца, проявляющего слабость, могут «убрать». И эта базовая настройка у нас на подкорке, это на уровне бессознательного. Мужчинам и к психологу сложнее обращаться, чем женщинам. Это тоже считается своего рода слабостью. Но радует, что постепенно всё больше и больше мужчин приходят к мнению, что ходить к психологу – это нормально. И в моей практике есть клиенты-мужчины.

Отметил Сергей Равильевич и то, что нет плохих и хороших эмоций. Все эмоции полезны. И даже те, что имеют негативную окраску и являются социально неприемлемыми (обида, гнев и т.д.) могут стать нашими проводниками к внутренним проблемам.

«Эмоции – это язык бессознательного. Например, бывает такое, что человек в детстве сильно боялся одного из своих родителей. Не было какого-то конкретного события, после которого ребёнок сильно испугался, просто дома была в целом тревожная атмосфера. В итоге у ребенка нарушился инстинкт безопасности, и появилась фоновая тревожность.

И вот уже взрослый человек с тревожностью приходит ко мне на консультацию. Мы разбираем его детство, возвращаемся в состояние маленького мальчика и пытаемся его защитить, пытаемся поговорить с его внутренним ребенком через внутреннего взрослого. Это психологическая терапия, берущая за основу транзактный анализ Эрика Берна (Эрик Берн совершил прорыв в психологии, введя понятие трех внутренних эго-состояний человека: Родитель, Взрослый и Ребенок – прим. авт.). Проще говоря, мы работаем над тем, чтобы вернуть человеку чувство безопасности», – говорит психолог.

Даже психологу нужен психолог

Два самых распространенных мифа о психологах: они видят всех людей насквозь, и у них не бывает психологических проблем. Сергей Суфьянов прокомментировал эти мифы: «Я не вижу всех людей насквозь. Я всегда шутливо говорю, что я ведь не экстрасенс, а психолог. И чтобы что-то понять о человеке, я сначала должен с ним поговорить. Но даже тогда я могу ошибиться. Все люди иногда ошибаются. И еще хочу сказать, что психологи не ставят никакие диагнозы. Ни с первого взгляда, ни с десятого. Диагнозы – это не к нам.

И у психологов тоже бывают проблемы, нам тоже нужно приводить в порядок свои мысли, эмоции, разгружаться. Скажу больше, у многих психологов есть свои психологи, которые им в этом помогают».

То есть проработать свои проблемы самостоятельно невозможно?

Работать со своими проб-лемами можно самостоятельно и даже нужно. Это как занятия в тренажерном зале. Ты можешь обратиться к тренеру, который подскажет тебе, что надо делать. А можешь прийти ко всему сам, но тебе потребуется для этого намного больше времени. Так же и в психологии. Можно читать, копаться, экспериментировать. Искать то, что откликнется, и проверять, работает ли оно в твоем случае. Но работая самостоятельно, человек все равно рано или поздно упрется в потолок, который не сможет пробить. И тогда он все равно задумается о том, чтобы пойти к специалисту. Но в случае человека, который уже поработал со своими проблемами самостоятельно, преимущество в том, что к психологу он приходит, уже зная базу. Следовательно, работа с ним пойдет быстрее и эффективнее, чем с обычным клиентом.

А бывает и так, что человек и сам со своими психологическими проблемами не работает, и к психологу не идет. Он просто адаптируется к ним. Человек ведь, на самом деле, может адаптироваться абсолютно ко всему. Просто кто-то может жить с «занозами» в психике, кто-то – нет, потому что хочет от жизни большего. Но даже если «заноза» мешает человеку жить, он может не обратиться к психологу. Пока еще не все это принимают.

Выпускникам школьного психологического клуба я советовал не бросать работу над собой, и когда они уедут из Мирного, найти себе психолога по душе, с которым им будет комфортно работать. Сейчас моим первым выпускникам уже по 25 лет. Некоторые из них живут в больших городах и там ходят на психологические консультации. Я рад, что смог зажечь в них интерес к психологии. Замечательно, что они продолжают искать что-то новое в себе, меняться, развиваться. Ходить на консультации к психологу – это нормально. Онлайн, офлайн – не важно.

Насколько сильно нев-розы влияют на нашу жизнь и ее качество?

Невроз – это психичес-кая привычка, которая мешает жить. Привычка бояться, раздражаться, впадать в депрессию и так далее. Человек, который проработал свои психотравмы и вышел за рамки своих установок, начинает жить радостнее и видеть шире. Потому что ограничивающие убеждения мешают нам раскрывать наши таланты, наш потенциал. Бывает, что у человека есть способности к чему-то, но он боится этим заниматься. А когда он преодолевает свои рамки, то понимает, что это дело приносит ему радость и удовлетворение. А если оно еще и доход ему приносит, то это вообще классно.

В больших городах свой психолог есть уже у многих. Там другой ритм жизни – спешка, гонка. И людям не хватает времени, чтобы просто остановиться и провести глубокий само-анализ своих переживаний. Вот человек и приходит к психологу, чтобы разобраться в себе.

Кроме того, многие люди попросту боятся заглядывать внутрь себя. Ведь там человек встречается со своей Тенью. Это термин, который давно существует в психологии, его в свое время ввел швейцарский психиатр Карл Густав Юнг. Человеку нужно вытащить теневую сторону своей личности наружу, пообщаться с ней, договориться о сотрудничестве и сказать спасибо за то, что она вообще существует и тем самым помогает человеку обратить внимание на потайные уголки его психики. Так как в одиночку заглядывать внутрь себя сложно и страшно, человек идет к психологу, который говорит ему: «Давай заглянем внутрь тебя вместе, не переживай – если что, я с тобой».

Дарья Лапшина