Образование: взгляд в будущее
Комплексный план. За ним стоят вопросы среднего профессионального образования во всей республике.
На прошедшей неделе в Мирнинском районе работала группа правительства РС(Я), которую возглавлял замес-титель председателя правительства Якутии Анатолий Семенов. Группа посетила объекты образования Мирнинского района, в том числе в Светлом и Чернышевском.
5 апреля в Мирном прошло совещание по вопросам по комплексному плану развития образования Мирнинского района до 2027 года с целевым видением до 2035 года.
Совещание началось с выступления министра образования и науки Республики Саха Нюргуны Соколовой об образовательном кластере, как одном из ключевых проектов Комплексного плана развития Мирнинского района до 2027 года. Особенно подробно она остановилась на средне-специальном образовании, которое является важнейшим фактором для развития промышленности. Кузницей кадров для среднего профессионального образования всей Западной Якутии давно уже является Мирнинский региональный технический колледж.
Министерство образования Якутии использует кластерный подход. Для развития определены восемь кластеров в республике, среди которых и МРТК. Развиваться колледж будет по трем основным направлениям. Первое из них – профориентация, причем начинаться она будет еще с детского сада. Второе – подготовка по востребованным рабочим профессиям. Третье – непрерывное образование, то есть предоставление гражданам возможностей для получения новых компетенций в течение всей жизни.
Министерство вышло с инициативой к руководству республики о строительстве кампуса МРТК в Мирном. Должен быть построен учебный корпус на 1200 мест. Необходим и учебно-производственный корпус, где будут располагаться лаборатории и мастерские. В МРТК сегодня учатся не только студенты из Мирнинского района, но и из 17 других районов Якутии. Им требуется современное общежитие. Планируется, что оно должно быть на 500 мест, тогда как существующая инфраструктура позволяет расселить только 100 студентов. Для физического развития студентов необходим спортивно-оздоровительный центр с бассейном, тренажерным залом, медицинским кабинетом. В мастер-плане Мирного предусмотрена территория для строительства кампуса МРТК. Он должен разместиться на ш. Кузакова. Его площадь будет составлять примерно 20 тысяч кв. м, где разместятся 30 кабинетов и лабораторий, библиотечный, мультимедийный комплексы. Направления подготовки в МРТК предполагается сохранить. Нужно отметить, что помимо общежития для студентов предполагается также наличие гостиницы, ведь для обучения нужно будет привлекать и академических, и индустриальных партнеров. Предполагается, что общая стоимость проекта составит порядка 4 млрд руб.
Проблемы в кадровом обеспечении промышленности РС(Я) в своем докладе осветил заместитель генерального директора АЛРОСА Алексей Дьячковский. Он отметил, что в промышленных районах республики и ее столице безработица низкая, а потребность рабочих рук, наоборот, велика. Другая картина наблюдается в сельскохозяйственных районах. Там безработица довольно высока, а рабочих мест немного. Казалось бы, это должно приводить к переезду людей из этих районов в промышленные, где они могли бы трудоустроиться. Однако, по большому счету этого не происходит.
Сейчас на пенсию уходят люди, которые средне-специальное образование получили еще в советский период, и имеющие высокую квалификацию. А современная молодежь выбирает для себя другие направления для будущей работы. В результате экономика испытывает недостаток в представителях рабочих специальностей. Особенно это характерно для Якутии. Здесь только 26% выпускников девятых классов уходят в средне-специальные учебные заведения, тогда как в среднем по стране таких больше половины. В результате на предприятиях республики идет борьба за рабочие руки. Именно поэтому так важно развитие средне-специального образования.
Сейчас на пенсию уходят люди, которые средне-специальное образование получили еще в советский период, и имеющие высокую квалификацию. А современная молодежь выбирает для себя другие направления для будущей работы. В результате экономика испытывает недостаток в представителях рабочих специальностей. Особенно это характерно для Якутии. Здесь только 26% выпускников девятых классов уходят в средне-специальные учебные заведения, тогда как в среднем по стране таких больше половины. В результате на предприятиях республики идет борьба за рабочие руки. Именно поэтому так важно развитие средне-специального образования.
Сейчас на пенсию уходят люди, которые средне-специальное образование получили еще в советский период, и имеющие высокую квалификацию. А современная молодежь выбирает для себя другие направления для будущей работы. В результате экономика испытывает недостаток в представителях рабочих специальностей. Особенно это характерно для Якутии. Здесь только 26% выпускников девятых классов уходят в средне-специальные учебные заведения, тогда как в среднем по стране таких больше половины. В результате на предприятиях республики идет борьба за рабочие руки. Именно поэтому так важно развитие средне-специального образования.
О комплексном плане развития образования Мирнинского района до 2027 года рассказал первый заместитель главы Мирнинского района Дмитрий Ширинский. Поручение разработать такой план в 2021 году дал глава Якутии Айсен Николаев. Цель плана – трансформация образования в нашем районе в соответствии с общероссийскими и мировыми тенденциями. Результатом реализации плана должно стать появление новых объектов образования, увеличение доли школьников 9-11 классов, обучающихся по программам предпрофильного и профильного образования. Ряд профильных классов уже открыт в нескольких школах района. Это и АЛРОСА-класс, и Роснефть-класс, медицинский класс, психолого-педагогические классы. Еще одним результатом реализации плана должно стать повышение квалификации педагогических кадров. Должно быть увеличено число детей, охваченных программами дополнительного образования.
В частности, по словам Дмитрия Ширинского, в качестве одного из вариантов после строительства кластера МРТК предполагается интеграция в него и среднего образования, открытие на базе кластера Центра профильных инженерно-технических классов с привлечением школьников из западной группы улусов. Будет создан региональный акселератор технологических молодежных стартапов. Итогом модернизации профессионального образования должно стать увеличение числа выпускников, устроившихся на работу на промышленные предприятия, то есть кадровый голод должен сократиться.
Реализация плана потребует финансовых вложений до 2035 года на сумму 39 млрд руб. Из них из федерального бюджета должны выделить 7,8 млрд руб., из бюджета РС(Я) – 9 млрд руб., Мирнинского района – 11 млрд руб.
Затем участники совещания начали обсуждение текущих проблем образования в нашем районе. Исполнительный директор АН ДОО «Алмазик» Александр Мироненко обратил внимание на сложности, с которыми приходится сталкиваться возглавляемой им организации. Основной из них Александр Васильевич назвал кадровую. Многие педагоги уходят на пенсию. Привлечь молодежь им на замену оказалось невероятно сложно. Решить эту проблему своими силами трудно. Было бы хорошо, если бы педагогов дошкольного образования обучали в МРТК. Другая проблема – финансирование проведения капитального ремонта. Что касается кадровой проблемы, то, по словам министра образования Якутии Нюргуны Соколовой, эта проблема характерна для всей республики. Но пути ее решения вырабатываются. В частности, в педагогических колледжах нацелены на открытие филиалов в районах рес-публики, как это было сделано в медицинских колледжах. Такая подготовка на местах показывает свою эффективность.
«За 2-3 года мы попытаемся острую потребность на местах снять», – пообещала Нюргуна Афанасьевна.
Начальник Мирнинского районного управления образования Елена Миронова рассказала, что комплексный план развития образования предусматривает создание новых мест для обучающихся. Учитывая, что из шести школ Мирного, только одна – №8 работает в одну смену, необходимо строительство еще одной школы на 990 мест. Также требуется строительство здания коррекционной школы-интерната на 130 мест (сейчас она расположена в помещении детского сада) и школы в Сюльдюкаре на 50 мест. Елена Михайловна попросила у зампреда правительства содействия в разработке проектно-сметной документации для этих зданий, на что необходимо дополнительное финансирование.
Директор МПТИ (ф) СВФУ Александр Семенов проинформировал, что в филиале сейчас обучаются студенты из 28 районов Якутии, а также из столицы республики. Особенно привлекательной является специальность по нефтегазовому делу, а также горное дело. Он отметил, что для поступления на эти и другие специальности выпускникам нужно сдавать ЕГЭ по профильным предметам: математике и физике. Но есть проблема, заключающаяся в том, что сегодня снизилось количество выпускников, которые выбирают для сдачи именно эти экзамены. Выход – в популяризации инженерного образования, создании профильных классов. Сегодня есть потребность в том, чтобы выпускники МПТИ не только получали высшее образование, но имели и рабочие специальности, и желательно, не одну. В последние три года наблюдается рост числа абитуриентов, окончивших техникумы. Их число выросло с одной трети до двух третей. Нужны программы, которые позволяли бы им, экономя время, поступать сразу на третий курс.
Андрей Бочарников