Условия жизни особенных людей в городе

Фото: pixabay.com

Часто ли мы задаемся вопросом - как живут люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)? Как они осуществляют свои первичные потребности? Как выходят на улицу, посещают те или иные заведения, куда ежедневно ходим мы с вами? К сожалению, пройдя по улицам нашего города, можно найти не так много зданий, куда беспрепятственно могут попасть инвалиды-колясочники. В чем же причина? Почему в XXI веке их уровень и качество жизни по-прежнему остается на низком уровне? Я побеседовала с председателем Мирнинского отделения «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) Ириной ХЛЕБОДАРОВОЙ, которая поделилась своим мнением по данному вопросу.

- Какие меры предпринимаются в нашем городе, чтобы он стал дружественным для инвалидов-колясочников и других лиц с ОВЗ? Достаточны ли они, на Ваш взгляд?  

- В Мирнинском районе с 2011 года действует программа «Доступная среда», сейчас она продлена до 2025 года. За эти годы под потребности и возможности людей с ограничениями здоровья уже приспособлены некоторые социальные объекты, прежде всего это установка пандусов и кнопок для вызова персонала. В Мирном заметно увеличилось количество установленных лавочек для отдыха, но этого недостаточно. Если мы говорим о доступной среде, то это не только беспрепятственное получение товаров и услуг, а прежде всего – необходимость выйти из квартиры. Наши дома и здания строятся на сваях, поэтому не на каждом объекте можно установить пандус. Я всегда говорю: «Что делается для инвалидов - удобно всему населению». Например, тем же пандусом пользуются люди с багажными сумками и детскими колясками, говорящие светофоры – безопасность не только инвалидов по зрению, но детей и всего населения и многое другое.

- Чего не достает в городе больше всего? С какими трудностями сталкиваются инвалиды-колясочники в городской среде?

- На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается. Необходимо учитывать потребности инвалидов, уже на стадии проектирования новых объектов или при капитальном ремонте, делая пространство универсальным. Инвалиду, передвигающемуся на кресло-коляске одному из дома не выйти. Ну, а если он проживает в доме без лифта - это целая система. Обязательно нужен сопровождающий, а то и не один, так как только одна коляска весит примерно 25 килограммов. Далее, нужно спустить коляску и инвалида на несколько лестничных маршей - можете представить, что это такое? Установить пандусы на лестницах практически невозможно, так как они будут мешать другим жильцам. Существуют и временные пандусы, которые устанавливаются, а затем убираются, но это дополнительное время, силы и помощь кого-то из сопровождающих.

Так же хочется отметить, что в городе отсутствует социальное такси для маломобильных граждан, на котором установлен подъемник для инвалидных колясок. Общественный транспорт не оснащен низкопольными ступенями иди откидной аппарелью. У каждого человека есть потребности в общении, саморазвитии, реализации своих способностей и талантов, и люди с инвалидностью не исключение. Для них очень важно быть нужными, востребованными обществом. Если бы у нас были созданы все условия для этого, то они могли бы не выходя из дома осуществлять часть своих вопросов дистанционно. Например, можно пользоваться федеральными и региональными интернет-порталами, личным кабинетом на сайте организаций, интернет-магазинами, но, к сожалению, не у всех есть компьютер и средства на оплату сети интернета.

- По Вашему мнению, что необходимо предпринять, чтобы инвалиды-колясочники стали более комфортно ощущать себя в реалиях городской жизни и не испытывали неудобств?

- Первоочередной задачей является выявление и устранение препятствий и барьеров, которые мешают доступу инвалидов к зданиям, дорогам, транспорту и другим, внутренним и внешним объектам, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения, рабочие места.

Для безопасности движения людей с ограниченными возможностями здоровья необходимо оборудовать светофоры специальными устройствами звукового сопровождения (звуковыми приставками).

Установить тактильные полосы на всех потенциально опасных препятствиях на улицах (маркировка желтого или красного цветов, которые наиболее заметны). Ступени лестниц оборудовать противоскользящим покрытием, а также выделять первые и последние ступени тактильными полосами для безопасности передвижения людей, особенно – пожилых и детей. Также эти меры будут очень актуальны в наших северных условиях.

Было бы замечательно, если бы в районной поликлинике были установлены таблички, в соответствии с которыми инвалиды и законные представители детей инвалидов обслуживались бы вне очереди.

Безусловно, в настоящее время инфраструктура города становится лучше. Облагораживаются места отдыха, планируется строительство набережной. А где же планомерная работа над улучшением городской среды для людей с ограниченными возможностями здоровья? Вышеперечисленные первоочередные проблемы особенных людей, к сожалению, так и остаются нерешенными.  


Юлия ТУМАНОВА

Мирнинский район наш край Мирный