По Северу на старом «Москвиче»

Интервью с известными блогерами-путешественниками, которые едут по маршруту Усть-Кут –Юрюнг-Хая, на автомобиле российского производства

Мы все любим путешествовать – это заложено в самом генетическом коде человека. Для большинства из нас на время поменять привычную обстановку очень приятно и психологически комфортно. Но путешествие путешествию рознь. Для кого-то достаточно недельку поваляться на пляже у теплого моря, а для кого-то путешествия становятся страстью и целью в жизни. Они затягивают и не отпускают.

Мирный встречает путешественников / ФОТО ОЛЬГИ УТКИНОЙ

16 января мирнинцы могли видеть на улицах города «Москвич-412» веселой салатовой расцветки с надписью на борту «Москвич-Полярник». Это блогеры-путешественники Алексей Жирухин и Александр Еликов начали в Мирном свой новый маршрут. Их путь лежал прямо на север. Целью путешественников было добраться до самой северной точки, откуда автомобильной дороги уже нет – Юрюнг-Хая (Анабарский район). В нашем городе они посетили Краеведческий музей, встретились с руководством администрации района. И дали интервью нашей газете.

– Расскажите, пожалуйста, как вы стали путешественниками? С чего все начиналось?

Александр. Мы с Алексеем очень похожи. Про обоих можно сказать: путешественниками не становятся, путешественниками рождаются. С садика, со школы мы всегда шли туда, где никогда не были. Детям в садике запрещали со мной дружить, потому что я постоянно тащил их куда-то в лес, тундру. Я родился в Твери, но в семилетнем возрасте переехал с родителями на Ямал, в Новый Уренгой. Там 35 лет прожил. Я путешествовал всегда: пешком, на велосипеде, мотоцикле, потом уже на автомобиле.

Алексей. Я из Самары, и у меня всегда было много родственников в других городах России, СССР, и мы летом постоянно ездили к ним в гости. Постепенно для меня стало нормой куда-то ездить. В школе, когда все приходили 1 сентября на учебу, я всегда показывал одноклассникам фото тех мест, где я побывал, в то время как они проводили лето, просто гуляя во дворе.

Александр. Сам, будучи северянином, я знаю, как проводят отпуска северяне. В первый день отпуска они садятся в самолет или автомобиль и уезжают куда-нибудь на юг. Так что северяне все – путешественники. Я с Ямала стал ездить на машине в отпуск и к 1990-м уже изъездил всю страну, побывал везде, где были автомобильные дороги. Начинал на «Москвичах», потом ездил на «Волгах», на «Жигулях».

Алексей. Мне всегда было интересно, что на самом деле находится в тех точках, которые мы видим на карте на уроках географии. Например, интересовало, что такое на самом деле Оймякон, о котором нам рассказывали в седьмом классе, что там находится Полюс холода. Но как он выглядит? Мне всегда хотелось увидеть точки на карте вживую. Могу сказать, что мы с Александром объездили уже 99% нашей страны и понимаем, что где находится без всякой карты.

Самая южная точка России - Республика Дагестан, Докузпаринский район. Памятный установлен 10.06.2023 Еликовым А.В. и Жирухиным А.С. / ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА БЛОГЕРОВ

– Но наверняка вам хотелось узнать и о том, что находится за пределами России.

Алексей. Я объездил 55 стран мира. Причем, почти все на автомобиле.

– Но почему именно на автомобиле? Можно передвигаться, например, на самолете.

Алексей. Я попробовал разные способы путешествий и понял, что этот – самый интересный из всех. Самолет я вообще не воспринимаю как средство для путешествий. Это средство для перемещения, когда нужно быстро попасть из точки А в точку Б. Если ты хочешь посмотреть страну, людей, природу, то нужно использовать только автомобиль. Ты можешь воочию увидеть, как выглядит место, где лесотундра переходит в тундру, например. Ты едешь и видишь, как меняются люди, природа. Мой личный автомобиль проехал со мной 30 стран.

– А какая страна показалась вам самой интересной?

Алексей. Без всякого лукавства, честно скажу – Россия. Потому что только по одной России можно путешествовать всю жизнь. Я не понимаю людей, которые 10 раз были в Турции, но в соседние регионы ни разу не выезжали. И еще говорят: «А что там смотреть?». Как это что? Мы вот всю жизнь путешествуем по России и то все пока не посмотрели. Наша страна очень большая и очень колоритная, очень разная, очень интересная с исторической точки зрения. Ты не можешь изучать географию без истории. Когда сюда на Дальний Восток двигаешься, то, конечно же, задаешься вопросом, а как это все осваивалось? Мы недавно ездили в Архангельск и там познакомились с людьми, которые восстанавливают суда поморов. Это просто потрясающе! Там рассказали о волочных путях. Для меня всегда было фантастикой, как можно было с Волги попасть в Якутск, передвигаясь только по рекам.

Александр. Самая северная точка Евразии – мыс Челюскина и самая восточная – мыс Дежнева были открыты во время Великой Северной экспедиции 190 лет назад, которая стартовала из Твери. Эта огромная экспедиция погрузилась на суда и поплыла в Якутск. По Волге.

Алексей. Мы этот путь недавно прошли. И это будет в следующей серии нашего блога. Будем рассказывать про первую дорогу в Сибирь. Мы постоянно путешествуем по одним и тем же местам. Но постоянно у меня возникает ощущение, что я вообще не знаю свою страну. Потому что, путешествуя по стране, мы постоянно узнаем новые факты, о которых никогда не слышали. Вот и Бабиновский тракт стал для меня настоящим открытием. Это первая дорога через Урал и благодаря ей построили Верхотурье. Это была столица Урала, там находится единственный на Урале Кремль. И мы до сих пор там никогда не были. Приехав туда, мы были поражены, насколько это красивый город, а ведь мы о нем раньше особо даже не слышали.

– В Мирном вы уже не в первый раз. А когда побывали здесь впервые?

Алексей. В первый раз я приехал в Якутию на своем автомобиле. Просто сел и поехал из Самары в Магадан. Это 10 тысяч километров в одну сторону. Кстати, только благодаря автопутешествиям понимаешь размеры страны. Тогда я и в Якутске впервые побывал. Это было летом, и я был очень удивлен жаре, которая там стояла: 36-37 градусов. А ведь это чуть ли не самый холодный город мира. Я знал про Мирный, слышал о трубке «Мир» и мечтал посмотреть на нее. Думал, буду в Якутске и в Мирный заеду. Это же в одном регионе. А потом посмотрел по карте и увидел, что это в 1200 километрах! Я просто обалдел! Когда ты путешествуешь по Европе, то через 1200 километров проедешь уже больше ее половины. Тогда я в Мирный не попал, но позже с Сашей Еликовым мы сюда приехали. Это было зимой 2020 года. Мне очень понравилось. Мечта сбылась.

– А как вы познакомились с Александром? Почему путешествуете именно с ним?

– Автопутешественников, которые ездят не раз в году, а постоянно, очень мало. Все мы друг друга знаем. Мы познакомились во время нашей совместной поездки как раз в Якутию, когда мы побывали в Мирном. Главное – сойтись характерами, ритмом жизни. Кому-то нравится в обед вставать, а кому-то рано. Это очень важно в совместной поездке. Ты можешь с человеком всю жизнь дружить, но первая совместная поездка может вашей дружбе положить конец. С Сашей мы сошлись, и после этого у нас было несколько десятков поездок. Стали все лучше и лучше понимать друг друга, и весь прошлый год проездили вместе. Кстати, в прошлом году мы два раза проезжали Мирный. Ездили на мыс Челюскина – самую северную точку России на внедорожниках. Проезжали Мирный в марте, а обратно – в апреле. Это самая сложная экспедиция по России из возможных.

– Теперь путешествия – это ваша профессия?

– Да, из хобби это переросло в профессию. Так бывает, когда ты очень любишь какое-то дело и делаешь его очень хорошо.

– А как вам пришла идея путешествовать именно на «Москвиче»?

Александр. Никакой идеи не приходило. Просто 27 лет назад мое первое автопутешествие проходило на зеленом, ижевском «Москвиче». У меня до этого было три «Москвича», «Запорожец», две «Волги», «УАЗ», много «Жигулей». То есть, параллельно с обычной комфортной машиной у меня всегда был какой-то советский или российский автомобиль, на котором я путешествовал. Этот нынешний «Москвич» я купил вместо «Лады». Конечно, это влияние ностальгии, что я купил такой же «Москвич», достал с полки тот же атлас, по которому я ездил 27 лет назад и отправился в тот же самый путь из Нового Уренгоя в Тверь. Это 4 тысячи километров. Стояла зима, и путешествие было таким ярким, что мы решили оставить машину в Новом Уренгое и показать еще и летнюю Арктику.

Алексей. Путешествие на такой машине – это совсем не то же самое, что на иномарке. Как выглядит современное автопутешествие? Садишься в машину, техосмотр уже пройден, заезжаешь на заправку, берешь кофе и с максимально возможной скоростью едешь в пункт назначения. По пути ты ничего не видишь, и с тобой ничего не происходит. А как было раньше? Ты загружаешь запчастями багажник, потому что обязательно что-нибудь отвалится. Это было обычное дело: собрать бензонасос, карбюратор, менять колесо. И ехали очень медленно, потому что со скоростью 150 км в час ехать было невозможно. Ты едешь, любуешься природой, общаешься с местными жителями, которые тебе помогают, если что-то случилось. Так что путешествие было совсем другим. Мы, когда ездили сюда с экспедицией на внедорожниках, то путь от Красноярска до Усть-Кута, (1100 километров) проезжали за один день. Ты летишь, ничего не видишь, только заправляешься. На «Москвиче» мы сейчас этот путь проехали за три дня: останавливались, чинились, снимали радиатор в Тайшете.

– Правда ли, что этот «Москвич» ломается практически каждый день?

Алексей. Да, так и есть. Поэтому и невозможно на нем быстро ехать.

Александр. Он как фура примерно едет по скорости.

– А что насчет комфорта в салоне? Не мешает его отсутствие?

Алексей: Все нормально. Мы привыкли. Конечно, нет массажного сиденья как в современных машинах, но это не страшно. Зато путешествие превращается в настоящее приключение. Знакомишься с людьми, дружить с ними начинаешь. На обратном пути снова к ним заезжаешь. Это другой мир. Мы не призываем покупать старые «Москвичи». Мы показываем возможности бюджетного туризма. Если ты хочешь путешествовать по стране, тебе не нужен дорогой внедорожник, тебе не нужны пятизвездочные гостиницы. Мы летом показываем, как ставить палатку. Тебе не нужны дорогие рестораны. Летом на горелке еду готовим где-то в тундре. Показываем, как за 15 тысяч рублей увидеть полстраны.

Александр. В нашей стране живут двести народов, так что проехать по России все равно, что посетить двести стран. Приезжая в Тыву, на Чукотку, в Якутию, на Ямал ты каждый раз попадаешь в новый мир.

Алексей. А кухня какая везде разная! Куда бы мы ни приезжали, обязательно пробуем местную кухню. Всегда с удовольствием я возвращаюсь в Якутию, чтобы строганинки поесть, оленины, жеребятины.

– Видел в вашем блоге, как в мороз вы обкладываете двигатель «Москвича» картонками. Это действительно помогает?

Александр. Конечно, помогает от холодного встречного ветра.

Алексей. Мы сейчас специально приехали в январе, потому что про нас говорили: вот они приехали на север в марте, пусть попробуют приехать в холод. Вот приехали.

– Вы вчера ехали из Усть-Кута. Был очень сильный ветер. Как вы справились?

Александр. Мело так, что останавливались, потому что ничего не было видно. Снежные шапки на деревьях стали осыпаться, весь этот снежный «пух» поднялся в воздух, и снег был таким плотным, что приходилось останавливаться. Временами даже капота не видели. Но потихоньку доехали, все нормально, хотя это тоже было испытание.

– Куда теперь будет лежать ваш путь?

Александр. Строго на север. Очень хорошая дорога проложена до села Юрюнг-Хая. Это самая северная точка Якутии, куда можно доехать на машине. Это 72-я параллель, почти 73-я. Это и будет нашим конечным пунктом.

Алексей. Мы хотим показать, что это не страшно. Можно сесть в легковушку и доехать туда. Причем джип для этого не нужен.

– Вы путешествуете по Северу. Какая самая низкая температура вам встречалась? Сейчас вам, можно сказать, повезло, потому что здесь в январе чаще всего не бывает так тепло. Сегодня -22 градуса.

Алексей. Да, это фантастика. Когда мы выезжали, нам говорили, что будет -50.

Александр. Холоднее всего было на Таймыре. -63 градуса с ветром 20 метров в секунду. Я вырос в Арктике и всю жизнь проработал в таких условиях. Много видел погибших от мороза людей, из них не было никого в валенках и ватниках. Все они были в кожанках, туфлях и тому подобном. Человек, который едет на зимник, и не имеет значения на чем, должен, в первую очередь, позаботиться о теплой одежде. И тогда любой мороз он перенесет спокойно, даже если у него машина сломается. Мы по одежде готовы, к ремонту тоже. Если нужно будет чинить машину, будем чинить. Но, каким бы крутым путешественником ты не был, без местных жителей ты никто. Если будут серьезные поломки или сильный мороз, мы будем оставаться в поселках. Мы едем по зимникам, на которых хороший трафик. Если ты хорошо одет, то несколько часов ты продержишься даже при очень сильном морозе. А потом все равно кто-то будет проезжать, и здесь на Севере любые проезжающие автомобили тебе обязательно окажут помощь. Так что мы ко всему готовы, многолетний опыт в Арктике у нас есть, поэтому мороза мы не боимся.

– Как вы монтируете свой блог? Через какое время после путешествия выкладываете ролики?

Алексей. Я начинаю монтировать после возвращения из путешествия. Бывает, конечно, что сразу после возвращения из одного путешествия я уезжаю в другое. И тогда процесс выхода блога затягивается. Мы снимаем все, но стараемся выхватить главное. Снимая зимник, мы показываем, какие опасности могут вас там ждать. Как нужно собраться, где можно поесть, где переночевать, как выглядит дорога, где какая связь. Обязательно рассказываем о культуре тех мест, где бываем. На Ямале мы ночевали в чуме у оленеводов. Если раньше 30-40 лет назад это было возможно только для геологов, то сегодня это доступно для обычного туриста. С завтраком, обедом и ужином это обойдется в 3 тысячи рублей. И это настоящее стойбище и настоящий чум. Люди не специально для тебя нарядились. Ты погружаешься в стопроцентно настоящий колорит. Мы показываем доступный туризм, без всяких вертолетов. Потому что для среднестатистического человека полететь на вертолете или поехать куда-то на вездеходе – это то же самое, что на Луну слетать. То есть абсолютно невозможно. Мы показываем лишь то, что может сделать каждый.

– Сейчас вы путешествуете вчетвером. Расскажите про ваших спутников.

Алексей. Это интересные люди. Наталья Викторовна Шиповская десять лет назад победила рак. Она пенсионерка, у нее есть инвалидность. После победы над раком она поняла, насколько жизнь коротка и может оборваться в любой момент. Тогда она начала активно путешествовать. Она была подписана на нас, но не решалась написать. Но три года назад решилась. И мы с ней поехали по зимнику в Якутию. Как раз тогда мы приезжали в Мирный в первый раз. С тех пор она периодически с нами путешествует и стала полноценным членом «Москвича-Полярника». Наталья Викторовна, несмотря на то, что она женщина-пенсионер, очень хорошо разбирается в машинах. Мы в первую поездку были удивлены этим. Ну а еще она у нас отвечает за еду. Дима Гостинщиков тоже хорошо разбирается в технике. Мы все очень разные, из разных городов, разного возраста. Это и интересно. Это показывает, что в такие места могут поехать не только четыре суровых мужика, а любой человек – пенсионерка, молодой парень.

– У вас на крыше «Москвича» своеобразная композиция из советского времени – удочка, чемодан, другие предметы.

Александр. Это своеобразный талисман. Хотя мы в приметы не верим, а верим в свои руки и головы. Этот багажник с чемоданом и удочками сначала появился на моем «Запорожце» почти десять лет назад. Я на нем ездил по Арктике, доехал до перевала Дятлова. Удочки я тогда взял, потому что ехал летом и собирался рыбачить. Сейчас они уже состарились и не очень хорошо выглядят. А чемодан мне показался уместным на «Запорожце», я его привязал на крышу. А когда появился «Москвич», я просто переставил все, что было, на него и прикрутил. Так что этот багажник со мной уже десять лет.

– Когда мы сможем увидеть в вашем блоге фильм об этой поездке?

Александр. По возвращении начнем монтировать. На это уходит около полугода. Хотя не будем загадывать.

– Будем ждать.

Андрей Бочарников

автодороги автомобилисты Якутия Россия туризм