Честное искусство танца

Александр Лаптев уже 11 лет руководит ансамблем современного танца «Дивертисмент» ДК «Алмаз». Он рассказал корреспонденту «МР» о себе и своем творчестве.

Отчетный концерт ансамбля современного танца «Дивертисмент» «Backstage». Танец «Feeling good».

Казахстан

Александр – уроженец Восточного Казахстана, города Зыряновска, который в 2019 году был переименован в город Алтай. Это районный центр, по населению примерно соответствующий Мирному. Танцами Александр занимается с шести лет. В местном Дворце культуры был День открытых дверей, и мама записала его сначала на танцы, а потом еще и на вокал. При этом родители Александра Сергеевича никак не связаны с этой сферой. Мама – библиотекарь, а отец сначала был водителем, а потом занимался собственной пасекой.

До 14 лет Александр занимался и вокалом, и хореографией, а потом у него сломался голос, к новому звучанию которого он так и не смог привыкнуть. Это было довольно обидно, потому что пение у него тоже получалось отлично. Он выступал в Москве на вокальном конкурсе «Роза ветров», ездил в Болгарию и, конечно, по всему Казахстану. «Но, когда произошла ломка голоса, новый голос мне не понравился, и я больше стал увлекаться танцами, тем более, что с танцевальным коллективом мы часто выезжали на гастроли, и было очень интересно», – рассказывает Александр.

Обычно в танцевальных коллективах явный дефицит представителей сильного пола, но в Зыряновске было не так. Это был коллектив народного танца, и педагоги сумели собрать вокруг себя костяк из мальчиков, поэтому девочек и мальчиков было примерно поровну. В старших классах гастрольных поездок было очень много, чего в нулевые годы было весьма сложно добиться, нужно было находить спонсоров. «В десятом классе у меня было самое большое количество пропусков в школе, но все по уважительной причине, – говорит Александр. – Сначала мы на две недели ездили на конкурс Спивакова в Москву, а после возвращения через два дня уже ехали в Болгарию. В промежутке я успел сдать экзамены». До Болгарии добирались целую неделю сначала на автобусе, потом на поезде, затем на самолете и снова на автобусе.

Александр Лаптев в номере «Куклы»

Перед окончанием школы Лаптев сдавал пробные экзамены в Новосибирский государственный технический университет. Но все же в итоге выбрал хореографию. Решение о продолжении образования пришло неожиданно: «Мы с мамой шли мимо Дворца культуры, и на первом этаже там находились танцевальные классы, шторки были приоткрыты, и были видны сценические костюмы. Я не мог оторвать от них взгляда, и мама это заметила. Сказала: «Не мудри, поступай на хореографию». Но такое решение было неожиданностью только на первый взгляд. «У меня с детства было желание участвовать в концертах, выходить на сцену. С одной стороны, это и привычка, потому что я занимался этим с раннего возраста, но и склад характера. Бумажная работа для меня и сейчас – это горе. Концерты не бывают одинаковыми, они всегда разные. Рутины не бывает. Я ни разу в жизни не пожалел о том, что решил заниматься хореографией. На работу, действительно, хожу как на праздник», – объясняет свой выбор Лаптев.

Барнаул

Как и многие выпускники «Зыряночки», Александр Лаптев решил поступить в Алтайскую государственную академию культуры и искусства в Барнауле. Учеба проходила интересно. Студентам объясняли, как работают те или иные группы мышц. Каждый день были спецпредметы. Это классический, народный танец, детский танец, композиция, постановка танца, современная хореография и так далее. Кроме того, при Академии существовал ансамбль «Сибирь», куда брали лучших студентов со всех курсов. Каждую неделю было не менее двух-трех концертов. Но и это не все. В течение пяти лет была еще и практика. Нужно было либо стать педагогом в каком-то детсаду или школе, либо быть участником какого-то танцевального коллектива. Александр занимался в Народном театре танца имени Розы Фибер. «Мы приезжали на концерт и, например, четвертый номер я танцевал с ансамблем «Сибирь», переодевался и в шестом номере танцевал с театром имени Розы Фибер. Потом опять переодевался и снова танцевал с «Сибирью». И все пять лет мы вот так учились и танцевали», – рассказывает Александр. Учился он на кафедре народной хореографии, но после приезда в Мирный направление пришлось сменить.

В Мирный Александр Лаптев приехал проходить преддипломную практику. Директором ДК «Алмаз» был Вячеслав Тарасов, и он логично определил Лаптева в ансамбль народного танца «Кустук» к Анатолию Филиппову. Так как Александр из Казахстана, то его попросили поставить казахский танец. Он это сделал, но так получилось, что руководитель ансамбля современного танца «Дивертисмент» Светлана Мельникова в тот момент уехала в отпуск, и Александра попросили порепетировать с ними. Так состоялось его первое знакомство с ансамблем.

После окончания двухмесячной практики директор ДК пообещал прислать Лаптеву приглашение на работу. И действительно, Александр еще не успел вернуться в Барнаул, а вызов на работу в Мирном уже лежал в Академии. Поэтому после сдачи госэкзаменов и защиты диплома Александр Лаптев приехал в Мирный. Было это в 2013 году.

Мирный

Так уж получилось, что, когда Александр Сергеевич приехал, как раз уволилась руководитель «Дивертисмента» Светлана Мельникова, и его попросили принять этот коллектив. Несмотря на то, что всю жизнь занимался народным танцем, он согласился и стал руководителем ансамбля другого направления – современного танца. В то время это был уже известный сложившийся коллектив. С прежним руководителем Александр почти не успел пообщаться, поэтому поначалу было сложно. «Я танцую с шести лет, но поначалу не понимал, куда мне двигаться. Но постепенно начал делать то, что делали со мной на протяжении стольких лет. Главной проблемой было то, что девчонки привыкли к Свете Мельниковой и к тому, как она работает. Первое время меня не воспринимали, что неудивительно. Приехал молодой зеленый пацан, мне был 21 год. Но постепенно углы сгладились, и они ко мне привыкли, и я к ним». С тем составом Лаптев съездил и в Москву, и в Суздаль, и поучаствовал в соревнованиях по рок-н-роллу. С одной из первых выпускниц Софьей Ивановой Александр Сергеевич до сих пор поддерживает очень теплые отношения: «Я всегда ее в пример ставлю. В выпускных классах многие жалуются на нехватку времени. А я всегда говорю, что при желании все можно успеть. Соня со мной танцевала во всех номерах, не пропустила ни одной репетиции. Школу она окончила с аттестатом с отличием. Поступила в РАНХиГС, а потом в магистратуру в МГУ, который и окончила».

Танец «Feeling good»

Сегодня в «Дивертисменте» 57 человек. Есть младшая группа, которая делится на две подгруппы из-за того, что в школах две смены. Есть средний состав, и старший состав от 15 до 17 лет. При этом в ансамбле нет ни одного мальчика. «Когда я только начал работать, пацаны приходили, но поскольку девчонок намного больше, они не задерживались. К тому же здесь в Мирном развит спорт, много спортивных секций, и ребята выбирают их. Я давно понял: раз пацанов нет, значит, надо исходить из того, что у нас одни девчонки. Это не проблема, можно работать и так», – объясняет Александр Сергеевич.

У «Дивертисмента» десятки танцевальных номеров. Не все из них активно исполняются, некоторые существуют на видео и в памяти, но при желании их несложно восстановить. Какие-то номера восстанавливаются, другие ставятся на паузу, плюс появляются совершенно новые. 13 апреля у «Дивертисмента» будет отчетный концерт. «Я собрал всю музыку и без всяких подводок, слов ведущих, времени, необходимого на выход артистов и т.д., получилось 53 минуты. То есть мы можем танцевать 53 минуты нон-стоп. Это много, учитывая, что обычно концерт длится 1 час 15 -20 минут. Больше уже для зрителя тяжело», – рассказал Александр Сергеевич.

Сейчас Лаптев – в первую очередь педагог. Для этого необходимо иметь и особый склад характера, и талант. «Я знал классных танцоров, которые многое могут, с неба звезды рвут, но показать, научить у них не получается. Ну, может быть, получится уже взрослым артистам дать хореографию. Но с маленькими детьми у них ничего не выходит, – говорит Лаптев. – Ведь дети пока ничего не умеют. Мы в класс заходим и начинаем с ходьбы с носочка. Это и есть самая тяжелая часть, когда ты учишь маленького ребенка правильно ходить, держать руки, спинку. Их же еще растянуть надо, а это больно. И нужно к каждому найти индивидуальный подход». В «Дивертисмент» детей набирают с семи лет, более младшие еще очень неусидчивы и не столько слушают педагога, сколько бегают, прыгают и дерутся. Но больше всего Александру Сергеевичу нравится заниматься со старшей группой. С ними можно так увлечься творчеством, что забываешь, что рабочий день давно закончился.

Танец «Bang»

Конечно, уровень таланта у детей разный, но никого не отчисляют. Александр Сергеевич для себя определился, что не готовит детей в профессиональные танцоры: «Кто захочет, будет здорово, это будет для меня победа. Но у нас досуговое учреждение, а не подготовка профессионалов. У детей это просто этап в жизни, о котором они будут потом вспоминать, и я стараюсь сделать его интересным и насыщенным».

Александр с удовольствием рассказывает о выпускнице 2023 года Виолетте Серебровой: «Мы выступали на открытии фестиваля «Мирный поет о мире», и Виолетта там была связующим звеном между концертами: она выходила на сцену с цветком. Она увидела, как мы работаем, и захотела танцевать. Ей было 12 лет, это поздно. Она была корявая, я смотрел на нее и думал, что вообще ничего не получится. Но она очень сильно хотела танцевать и занималась, занималась, занималась. И в какой-то момент она расцвела. Я с ней в прошлом году станцевал сольник. Виолетта стала мне опорой и поддержкой. Помогала заниматься с младшей и средней группами, потом оставалась на свою репетицию. Сейчас она учится в Питере на педагога. Так получилось, что в прошлом году на церемонию «Признание АЛРОСА» приезжал коллектив «Невские зори» из Санкт-Петербурга. Они работали совместно с нами. А потом педагоги из «Невских зорь» увидели ее в соцсетях и пригласили к себе. Я никакого участия в этом не принимал. Она в октябре туда пришла, и уже успела станцевать на подтанцовке у Юлии Савичевой, работала с Басковым, с группой «Руки вверх». В общем, она попала в очень хороший коллектив. При этом продолжает учиться в институте. Вот это очень яркий пример того, что получилось из корявой девочки, которая много работала и очень хотела танцевать».

Танец «Ноченька»

Я ни разу в жизни не пожалел о том, что решил заниматься хореографией. На работу, действительно, хожу как на праздник.

Всегда хочется понять, как же рождается номер. Он полностью придумывается из головы или опирается на что-то увиденное в интернете, или на концертах других танцевальных коллективов? Александр Сергеевич считает, что можно взять какую-то идею, тем более, что все идеи в хореографии уже придуманы. Важно, как ее интерпретировать. А интерпретация зависит от многих факторов: музыки, света, декораций, темы. Так что любую идею Лаптев старается перерабатывать, пропускать через себя. Это честно и для него, и для танцоров. Он вообще считает танец очень честным искусством. Здесь нельзя, как в вокале, спеть под фонограмму. Танец рождается прямо на сцене. Неважно: болеешь ты или у тебя какие-то личные проблемы, их танцор оставляет за кулисами.

Выступления «Дивертисмента» Александр режиссирует самостоятельно: «Сначала мне помогали режиссеры ДК, но вот уже третий концерт я полностью делаю сам. В прошлом году мне помогали с видеомонтажом, в этом году я и этим занимаюсь сам». В прошлом году он поставил современный якутский танец, но поначалу картинки в голове не было. Только через полгода пришла идея – взять самые яркие клише и соединить их в один антуражный номер. «Дивертисмент» показывал его в Санкт-Петербурге на конкурсе и занял с ним второе место. Это успех, потому что в крупные города приезжают очень сильные коллективы со всей страны.

Ансамбль ездит на крупные конкурсы не реже раза в год. Бывает, что и чаще. Все поездки оплачивает КСК АЛРОСА. Воспитанники не платят ни копейки.

Конечно, есть у Александра Сергеевича любимые номера: «Один из них – совместный с балетом «Алмазы Якутии». Мы за основу взяли три столпа: классический танец, современный танец и неоклассику. А другой мы в прошлом году сделали о чемпионах. Мои девчонки играли журналистов с фотоаппаратами (специально программу скачали, чтобы вспышки видны были), а чемпионов с Кубками играл балет «Алмазы Якутии». Номер получился очень классный. В прошлом году мы делали два номера «Ветер перемен» и «Любовь, похожая на сон» с Мариам Мерабовой, которая здесь выступала. Очень быстро они у нас сложились».

Осталось добавить, что дочь Александра Сергеевича Варвара, которой десять лет, тоже занимается у него в коллективе и, может быть, станет продолжателем дела папы, но судить об этом, пожалуй, еще рано.

Андрей Бочарников