Почему подростки сбегают из дома

Фото: pixabay.com 


К сожалению, иногда так происходит, что дети (чаще всего подростки) уходят из дома. Ситуация эта всегда сложная, стрессовая как для родителей, так и для самого ребенка. Чтобы разобраться в этой теме, мы поговорили с заместителем директора Центра психолого-медико-социального сопровождения «Доверие», клиническим психологом, нейропсихологом Инессой ЩЕРБАНЬ о возможных причинах таких поступков, мерах профилактики, а также о том, что делать родителям, если это все же произошло.

  -- Какие могут быть причины ухода подростков из дома? 

-- Для начала надо прояснить различие между понятиями "уход из дома" и "склонность к бродяжничеству", потому что это совершенно разные причины, и, к сожалению, иногда даже специалисты путают эти понятия. Так вот, бродяжничество или дромомания -- это вариант расстройства контроля над импульсивными побуждениями, который практически всегда находится в структуре какого-либо психического заболевания. В этом случае уходы из дома ничем не мотивированы, это -- проявление болезни. С этим должны работать специалисты.

А вот с чем в своей работе нам приходится сталкиваться время от времени -- как раз побеги из дома. Причины таких поступков почти всегда имеют глубокую психологическую основу. Это всегда происходит по причине либо острого, либо хронического стресса, связанного, чаще всего, с семьей.

Одна из основных причин -- асоциальный образ жизни родителей, например, когда родители-алкоголики допускают дома сборища собутыльников, устраивают пьяные разборки, и ребенку не остается ничего другого, кроме как уйти из дома, потому что условия складываются невыносимые.

Другая распространенная причина -- конфликты в семье, острые супружеские или детско-родительские конфликты, авторитарный стиль воспитания в семье, жестокое обращение, физические наказания или моральное подавление детей.

Также склонны уходить из дома дети в семьях, где преобладает гиперопекающий стиль воспитания, где родители слишком сильно контролируют, не позволяют проявлять собственное мнение, принимать собственные решения. Но есть семьи, где опеки, наоборот, недостаточно, когда ребенок растет сам по себе, не получает необходимого внимания. Такой ребенок тоже может однажды принять решение уйти из дома. Часто это происходит от того, что подросток, таким образом, стремится обратить на себя внимание.

Случаются и немотивированные уходы, когда ребенок таким поступком пытается добиться от родителей желаемого для себя решения (например, родитель отказывается что-то купить или не отпускает на прогулку). Это одна из немногих причин, которая имеет эмоционально-шантажный характер. Во всех остальных случаях к побегу из дома приводят невыносимые условия и стресс.

-- Когда дети могут уходить из неблагополучных условий, понять можно. Почему же такое может происходить и в вполне благополучных семьях?

-- Действительно, такое случается и во внешне благополучных семьях. Дело лишь в том, что в таких семьях неблагополучие не столь очевидно для окружающих, а часто и для самих родителей. Это неблагополучие скрытое. Это такие ситуации, когда благополучный социальный фасад служит прикрытием для глубокой семейной дисфункции. Например, отношения в семье отчужденные, холодные, родители поглощены карьерой и личными делами, а подросток не получает достаточно тепла и внимания. Такие родители часто ошибочно думают: «Я его всем обеспечил, пусть будет доволен». Но так ведь это не работает. Важно, чтобы родители понимали: если ребенок ушел из дома, значит есть причина, значит необходимо приложить усилия для ее решения.

-- Обращаются ли к вам в Центр с такими проблемами?

-- Да, конечно, бывает. Чаще это сознательные родители, у которых такое произошло впервые. Как правило, эти семьи в ходе коррекции приходят к хорошему результату. Асоциальные же семьи, к сожалению, почти никогда не приходят сами -- их направляют в Центр на коррекцию сотрудники органов по делам несовершеннолетних. Конечно, мотивация у этих родителей на изменения незрелая, низкая, они часто прерывают работу, не достигнув результата. В таких семьях проблемы хронические, которые требуют длительного сопровождения специалистов. Жаль, что они не всегда готовы к сотрудничеству и серьезной работе над нарушениями.

-- Как уход из дома сказывается на психологическом состоянии ребенка?

-- Подросток, принимая решение уйти из дома, всегда находится в состоянии стресса, это чрезвычайно тяжелое решение. Чтобы понять, что за состояние в этот момент у ребенка, необходимо понимать значение дома для человека. Для любого человека дом -- это основа жизни. А для ребенка дом -- это колыбель, защищающая от холодного, враждебного внешнего мира. И решение покинуть его, разорвать с ним связь -- это тяжелое решение, даже если оно было импульсивным. Это всегда говорит только об одном -- положение и состояние у подростка в такие минуты совершенно отчаянное. Стресс возрастает многократно, и он страдает больше, чем остальные члены семьи. Хотя, конечно, и для родителей это тоже нелегкое испытание.

-- По каким признакам родитель может заподозрить, что у ребенка какие-то проблемы, и есть риск, что он уйдет из дома?

-- Мы уже говорили, что само решение уйти из дома -- чрезвычайно тяжелое для ребенка. Оно вызывает у него колоссальное внутреннее напряжение и тревогу, и это невозможно не заметить внимательному родителю. Индикатор для родителя -- поведение подростка: если оно изменилось, то значит, надо внимательнее присмотреться к ребенку, оценить его состояние: взволнован ли он, встревожен ли или, наоборот, отстранен, не хочет находиться дома, поздно возвращается. Все это -- повод задуматься над тем, что с ребенком происходит неладное. Эти признаки необязательно свидетельствуют о том, что он уйдет из дома. Но абсолютно всегда -- это повод насторожиться и оказать подростку эмоциональную поддержку.

-- Что делать родителям, если ребенок впервые ушел из дома?

-- Как бы ни было тяжело, важно сохранять самообладание. Действовать надо рационально, чтобы быстрее найти ребенка. В первую очередь, следует осмотреть дом, его комнату. Может быть, найдутся какие-либо записки, дневники или обнаружится пропажа вещей. Возможно, такой осмотр даст дополнительную информацию о его местонахождении. Сразу надо обзвонить его друзей (а для этого ответственный родитель должен знать, с кем ребенок дружит, иметь их номера телефонов и их родителей). В общении с его друзьями и одноклассниками важно донести, что вы не злитесь, что ему ничего не угрожает, что вам только нужно убедиться, что с ним все хорошо. Часто уже это срабатывает, и подросток, перестав бояться наказания, возвращается.

Также надо позвонить всем родственникам, ведь иногда дети идут к ним, а они просто не знают, что его ищут. Следует позвонить учителям, тренерам, руководителям кружков, где занимается ребенок, -- возможно, они владеют какой-то информацией. И, конечно, надо обратиться в полицию. Родители должны знать, что положение о том, что поиски следует начинать не ранее трех дней после исчезновения неправомочно. Полиция должна начать действовать с момента поступления заявления от родственников, то есть незамедлительно. Также сейчас есть хорошая возможность быстро размещать сообщения в социальных сетях -- это, как правило, эффективно работает. Таким образом, поиски должны быть организованы быстро и продолжаться до положительного результата.

Стоит ли обращаться к психологу, каждая семья решает самостоятельно. При этом важно понимать, что родители не всегда правильно идентифицируют причины ухода ребенка. Да и сам подросток не всегда в полной мере осознает глубинные причины своего поступка. Часто за причину принимают то, что на поверхности (например, не купили что-то), а на самом деле причина может скрываться глубже, и только специалист в этом разберется. Думаю, будет разумнее и ответственнее проконсультироваться со специалистом, в том числе и для предупреждения повторения таких ситуаций.

-- Что предпринимать, если такое происходит систематически? Нужно ли обращаться к психологу?

-- Если случаи ухода из дома происходят неоднократно, сначала надо исключить клиническую причину, оценить психическое здоровье ребенка. Это может сделать только специалист. В случае, если такая причина исключена врачом, следует искать и установить психологическую причину. Надо понимать, что если ребенок уходит из дома систематически, значит, семейная дисфункция не обнаружена и не устранена. В этом случае необходимо обратиться к психологу.

-- Как вести себя с ребенком после его возвращения?

-- Очень важно родителям правильно себя повести, когда подросток вернулся домой, чтобы не зафиксировать такое поведение. Если родители поведут себя неправильно, есть риск, что уходы станут систематическими.

Часто дети не хотят возвращаться домой, потому что боятся родительского гнева и наказания, поэтому важно дать понять ребенку, что ему ничто не угрожает. Совершенно противопоказаны наказания. Первое, что надо сделать, сказать ему, что вы рады и счастливы, что он вернулся и снова дома, и что с ним ничего плохого не произошло. Скажите: «Ты самое дорогое и важное, что есть в моей жизни! Наверное, у тебя были причины так поступить – мы обязательно во всем разберемся, все уладим. Я тебе помогу, я тебя люблю».

Важно, чтобы ребенок, вернувшись домой, почувствовал, что он дома, что дом -- это место защиты, тепла, уюта. Это место, где его любят и ждут. Это то, что поможет предотвратить такие поступки в будущем. Если подросток захочет об этом поговорить, очень важно внимательно его выслушать и не высказывать своих обид, возмущений, упреков. Важно наблюдать за ним, что он говорит, как говорит, как он себя чувствует.

-- Расскажите о проблемах, с которыми сталкиваются семьи с детьми пубертатного возраста?

-- Подростковый возраст часто называют «трудным». В определенном смысле это так, ведь все переходы от одного этапа жизни к другому -- кризисные, так как они ставят перед человеком новые сложные задачи. И переход от детства к взрослости -- наиболее тяжелый период. Однако большинство проблем в пубертатном периоде чаще всего возникают из-за неправильного отношения родителей к взрослению ребенка.

Возраст до 10 лет, как правило, самый благополучный: ребенок покладист, он пока зависим от родителей, уважительно относится к авторитету взрослых. После 10 лет, когда ребенок вступает в пубертатный период, наступает период активной сепарации, то есть постепенного отделения от семьи, приобретение большей самостоятельности, независимости, самоуважения. И это норма, так должно происходить в ходе нормального взросления. Этому процессу необходимо помогать, а не противодействовать.

Собственно говоря, сама цель воспитания в том и состоит, чтобы помочь человеку повзрослеть, стать самостоятельным (стоять самому!), а значит, постепенно становиться отдельной от семьи единицей. Но многие родители не осознают, что ребенок -- не их собственность, -- он им дан для того, чтобы вырастить его, поставить на ноги, сделать самостоятельным и отпустить во взрослую жизнь. На этом будут строиться его самоуважение и адекватная самооценка, будущие достижения. Родители должны иметь мудрость понять, что подросток – это не тот человек, с которым трудно, а человек, которому трудно. Задача взрослых - помочь ребенку пройти этот непростой путь к взрослости и становлению личности.


Анна БЕЗНОСОВА

дети проблема Мирнинский район