«Нужно быть честным перед собой и соперниками…»
Если немного пофантазировать, соревнования на большегрузной технике начинают представляться в виде кадров из фильмов про гонки на японских легковушках: яркие хромированные авто с валящим из-под кузова дымом сжигаемых покрышек входят в крутые повороты, синхронно чертят круги на асфальте… И тут кадры меняются, и наши ребята так же сочно все это проделывают на своих БелАЗах и «Катерпиллерах», чтобы где-нибудь на условном Западе снова ужаснулись от «этих суровых русских». Но это ведь как снять, правда? Мы бы на такое кино сходили.
Пока подобные сценарии еще не написаны и фильмы в прокат не выходили, вероятные будущие участники такого рода съемок состязались на конкурсе профмастерства водителей БелАЗов. Лучшим из лучших в этом году стал представитель МНГОКа Максим БОЧКОВ:
-- …Такого [события] раньше никогда не было, хотя для меня это уже четвертые соревнования. Из районов раньше участники собирались, конечно, включая Ленск, например. А сейчас и из Анабара коллеги приехали, завязались знакомства новые, общение интересное: как у них все устроено, как у нас работа идет. Открытие, закрытие грандиозные -- красиво все было. Хотел бы передать благодарность нашему куратору, которая всюду с нами была, все сообщала.
-- В прошлые годы награды завоевывали?
-- Два раза третье место занимал, но соревновались мы на автомобилях общего пользования -- КамАЗ, УАЗик. Теперь соревнование на БелАЗах было устроено. Сами понимаете, техника большая, -- это уже совсем другая история. Я вообще в отпуске находился, наш начальник позвонил, так и так говорит: «Соревнования будут происходить, пойдешь?» -- «Конечно, пойду!», -- говорю. Вот и прилетел.
-- На первое место!
-- Да, движение вверх получилось. А с таким масштабом мероприятия… -- тем радостнее на душе, сами понимаете. Приятно на таких соревнованиях первое место выиграть. Да и соперники хорошие подобрались. Из Айхала и Анабара ребята прямо-таки молодцы были. С Правилами дорожного движения, единственное, у них не срослось -- они на зачет сдавались. А так попали бы в нашу пятерку, могли бы свое мастерство показать.
-- Так что все-таки сложнее было: теоретическая или практическая части?
-- Практическая, конечно. Правила-то мы должны все знать – водителями не первый год трудимся, на работе каждый год их сдаем. Но волнение, видимо, сказалось: хотелось и побыстрее сдать, и без ошибок, да вопросы были с подковыркой. Практическая часть интересная была -- что-то новое ведь. Тем более, на такой машине нужно было все сдавать.
-- Для подавляющего большинства населения страны даже оказаться рядом с техникой вроде БелАЗа – это целая история. Как у Вас она сложилась?
-- Я на «газончике» работал, желание перейти на БелАЗ было. А потом я узнал, что идет набор на обучение за счет компании, да и стаж позволял -- тогда три года на категории «С» требовалось (сейчас -- один год. -- Прим. ред.). Отучился, сдал все на «отлично».
-- Трепета какого-то особенного перед машиной нет?
-- Сейчас это уже, как на свою машину сесть, которая возле дома стоит. А вот во время стажировки, когда в первый раз за руль садишься, ощущаешь габариты. Еще на подвесках машина раскачивается -- даже небольшой страх, наверное, присутствовал. Через неделю-две уже понимаешь, что это за техника, как с ней управляться. Сделана она отлично.
Нюансов, конечно, очень много -- 45-тонник, все-таки, хотя есть и более тяжелые машины. И без опытного человека освоить работу с ней не получится. Потом, с ходом времени, развитие навыков происходит, можно сказать, непрерывно: оцениваешь свои какие-то ситуации, смотришь на других, думаешь: «А я бы тут так прошел…».
Есть свои моменты при загрузке и разгрузке; по дорожному полотну свои особенности есть – валится, не валится; как при заносе отрабатывать: чтобы насосы работали или руль хорошо крутился, нужно газу поддавать на нем -- это не как на обычных передне- или заднеприводных машинах… Если бы необученный человек, как на обычный грузовичок, в БелАЗ без наставника сел, что бы получилось? Пытался бы как обычную машину на скользкой дороге выровнять, к примеру…
-- Дрифт на БелАЗах -- зрелище невероятное, конечно.
-- С другой стороны, ситуация почти стандартная: дождь пройдет -- по мокрой глине пробуксовки невозможно избежать. Груженого его тем более туда-сюда таскает, маленький наклон -- и как по маслу ведет. Дороги для такой техники, сами понимаете, идеальными не делали -- это и карьеры, и отвалы.
-- Развитие навыков бесконечно происходит, по всей видимости.
-- Мне кажется, любой человек в любой профессии чего-то нового достигает своим умением или опытом. Пусть даже что-то сначала не получается, но, если он стремится, -- оп, и все получается на пять с плюсом!
-- Что можете сказать тем, кто приедет на соревнования в следующем году?
-- Все люди разные, с разным опытом приезжают. Я и в этом году старался подсказывать, например, что селектор переключения скоростей поставил не на автомат, а на ручной режим, чтобы удобнее было; что педаль тормоза -- не жать, чтобы скорость включить. И другие моменты проговаривали, потому что ребята из Айхала на 130-тонниках работают, на 45-тонник сходу пересесть им не так просто -- другой стиль вождения совсем. Да, мы все -- соперники, все не раскроешь. Но и честными нужно быть перед ними, перед самим собой тоже -- так приятнее соревноваться, выигрывать, чем с каким-то подвохом.
Конечно, поддержка важна -- у меня она прямо-таки серьезная была. Семье моей огромное спасибо – с такими плакатами вышли! Руководство, коллеги на соревнования приходили, подбадривали.
-- В завершение, если представить, что во дворе стоят Ваши БелАЗ и легковушка, в магазин за хлебом на чем поедете?
-- На легковой, конечно, -- смеется Максим.
Беседовал Александр МИЛОВИДОВ