Дороги становятся безопаснее

В России 12 февраля отмечается День полиции общественной безопасности. Одним из подразделений полиции общественной безопасности является и Государственная инспекция по безопасности дорожного движения. Мы поговорили с начальником отдела ГИБДД по Мирнинскому району Александром СТОЛЯРЧУКОМ.  

Фото: Андрей Гибало

Помимо ГИБДД, к подразделениям полиции общественной безопасности относятся патрульно-постовая служба, отдел участковых уполномоченных, изолятор временного содержания и паспортно-визовая служба. Нужно сказать, что кроме блока общественной безопасности в ОМВД по Мирнинскому району входит и так называемый криминальный блок, к которому относятся отделы, занимающиеся борьбой с распространением наркотиков, экономическими преступлениями, и уголовный розыск. 

Большая часть сотрудников ОМВД трудится в блоке общественной безопасности. Каждое подразделение полиции, конечно, имеет свои особые задачи, но есть и операции, в которых участвует весь блок общественной безопасности. Одна из таких операций, которая называется «Профилактика», проходит как раз сейчас.

Также все подразделения блока задействованы в борьбе с электронным мошенничеством. Сейчас это огромная проблема. Полицейские раздают людям листовки с предупреждением об опасности, проводят семинары на предприятиях и в организациях города. Сотрудники ГИБДД, останавливая транспортное средство для проверки, оставляют водителям памятку о мошенничествах с призывом быть бдительными. 

Если говорить конкретно о ГИБДД, то здесь работают 39 полицейских и два вольнонаемных сотрудника. В структуру ГИБДД входят: дорожно-патрульная служба, служба исполнения административного законодательства, технический надзор, регистрационно-экзаменационное отделение (РЭО), также есть дорожный надзор и отдел пропаганды. 

Например, в РЭО выдают водительские удостоверения, регистрируют транспортные средства, принимают экзамены у будущих водителей. В Дорожном надзоре следят за состоянием дорожной сети, работая в связке с муниципальными образованиями – проверяют, все ли дорожные знаки в хорошем состоянии, все ли светофоры работают, отсыпаны и почищены ли дороги. Всего в Мирнинской ГИБДД обслуживают 600 км республиканской автодороги «Анабар» и 400 км федеральной автодороги «Вилюй». Кроме того, в ее ведении 188 км автозимника. При этом численность личного состава по нормативу определяется не километражем обслуживаемых дорог, а количеством населения района. По четыре сотрудника ГИБДД работают в Айхале и Удачном. Технологические дороги, ведущие на Верхнемунское месторождение, обслуживают удачнинцы, несмотря на то, что оно находится на территории Оленекского улуса. Так проще, целесообразнее, ведь Удачный ближе к Верхней Муне, чем Оленек. 

Что касается личного состава, то среди сотрудников есть и возрастные, и молодые, есть и те, кто работает 20 лет, есть и первогодки. В основном, стаж работы в ГИБДД составляет 8-15 лет. Каждый сотрудник должен иметь высшее образование: юридическое или техническое, иметь за плечами службу в армии, водительское удостоверение категорий В и С, быть в хорошей физической форме. 

Александр Столярчук рассказал, что в прошедшем году было несколько случаев наездов на пешеходов, особенно в районе дома №9 по ул. Тихонова. Причина в том, что сами пешеходы ленятся дойти до ближайшего пешеходного перехода и идут через проезжую часть в неположенном месте. В связи с этим сейчас ГИБДД проводит операцию, в ходе которой сотрудники особенно бдительно следят за тем, чтобы пешеходы не переходили улицу в неположенном месте. Для нарушителей – административная ответственность и профилактическая беседа. Именно на улице Тихонова такие нарушения особенно часты. Например, в районе магазина «Екатерина» есть пешеходный переход, но многие предпочитают перейти улицу в районе МПТИ ЯГУ, где перехода нет. 

Сам начальник ГИБДД считает, что в целом в черте Мирного пешеходных переходов достаточно, но предложил читателям «Мирнинского рабочего» высказывать свое мнение,  предлагать места, где необходимо обустроить новые пешеходные переходы. Предложения будут рассмотрены на комиссии по безопасности дорожного движения при главе Мирного. В мэрии стараются идти навстречу пожеланиям граждан, выслушивают их мнение. Так, в прошлом году новый пешеходный переход, согласно пожеланиям горожан, обустроили на улице Аммосова напротив магазина «Айсберг».

Года четыре назад самым опасным местом в городе в плане количества ДТП был, по словам Александра Столярчука, Ленинградский проспект. Сейчас мест концентрации ДТП, когда в одном и том же месте за год происходит два и более однотипных происшествия, в Мирном нет. 

Кроме того, начальник ГИБДД особо отметил, что эксперимент с переводом работы светофоров на трехфазный режим оказался очень удачным. Наезды на пешеходов на перекрестках почти исчезли. В 2019 году их не было вовсе, а в 2020 году был один случай, но только потому что автомобиль проехал на красный свет и сбил пешехода, который шел на зеленый. Разумеется, это полностью вина водителя. Переход на трехфазный режим был инициативой ГИБДД по Республике Саха. В администрации города пошли навстречу и, как видим, не прогадали. Сейчас в Мирном остались только два светофора, которые работают в прежнем двухфазном режиме – на перекрестках ш. Кирова – ул. 40 лет Октября и ш. Кирова – ул. Комсомольской. 

В 2018 году на территории Мирнинского района девять человек погибли в ДТП, в 2019 году – четыре. В 2020 году на дорогах нашего района погибших не было. Такой район по всей республике только один. Конечно, это характеризует работу ГИБДД с лучшей стороны. Но Александр Столярчук назвал несколько причин такого успеха. Большую роль сыграла изоляция в период пандемии, то есть, на дорогах в прошлом году было меньше машин, чем обычно. Еще одна причина в том, что отдел ГИБДД был, наконец, полностью укомплектован личным составом. Кроме того, сыграла роль и полная смена парка транспортных средств. Раньше сотрудники ГИБДД передвигались на стареньких «семерках», теперь на новых «шкодах». Сейчас каждый инспектор имеет так называемый носимый регистратор, который фиксирует любое действие или бездействие сотрудников. 

Нужно отметить, что и самосознание граждан тоже растет. Начальник ГИБДД отметил снижение количества случаев управления транспортными средствами в состоянии опьянения. Это говорит о том, что многие отказываются от вождения в пьяном виде. Повторные случаи вождения в состоянии опьянения тоже теперь случаются реже. Свою роль здесь сыграло и ужесточение в законодательстве. Можно даже попасть в тюрьму или получить штраф в 200 тыс. рублей. 

Разумеется, на безопасность дорожного движения влияет и состояние самих дорог. Бывает, что при потеплении зимой на дорогах образуется лед, и водителю бывает сложно затормозить. Отсюда ДТП. Но в Мирном, по мнению Александра Ивановича, улично-дорожная сеть на 90% соответствует нормативам. В мэрии содержат ее в порядке. После снегопада дорожные комплексы за ночь очищают улицы. В отличие от многих других городов, где зачастую уличное освещение отключается на ночь, в Мирном этого не происходит. Фонари освещают улицы до самого утра. Это тоже положительно сказывается на безопасности дорожного движения и просто на безопасности на улицах.

В 2020 году на нескольких улицах была нанесена дополнительная дорожная разметка для удобства пешеходов. Ведь при трехфазной работе светофора теперь улицу переходить можно и наискосок. В этом году в администрации города закупили новую долговечную разметку из пластика. Она не будет стираться, ее не нужно будет постоянно подкрашивать. Но, конечно, нужно проверить, как она будет вести себя в условиях Крайнего Севера. 

В конце нашей беседы Александр Иванович еще раз призвал граждан быть бдительными и не поддаваться на уловки мобильных мошенников, никому не сообщать номер карты и другие данные. 


Андрей БОЧАРНИКОВ

наш край Мирнинский район