Войдет ли кочевое образование в нацпроект?

Фото: pixabay.com

В Совет Федераций поступило предложение о включении кочевого образования в национальный проект.

Подготовку и регулирование образования детей с кочевым или полукочевым образом жизни предлагают включить в национальный проект «Образование». Государственная программа «Дети Арктики» может включить в себя организацию кочевого образования. Власти Якутии предложили данную инициативу Совету Федераций.

Михаил Мишустин поручил отрегулировать проблему финансирования программы «Дети Арктики и допустимость включения в программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».

Феодосия Габышева сообщила об отсутствии материально технической базы в становищах, механизмов организации и финансирования системы кочевого обучения. Не хватает методик, учебников и дидактических материалов, соответствующих обучению и воспитанию детей, ведущих кочевой образ жизни. Поэтому сформировано предложение для Совета Федерации по поддержке образования в условиях кочевья при помощи включения его в программу «Дети Арктики», а также в программу «Образование».

Основная проблема кочевого образования объясняется отсутствием подготовки педагогов, обладающих языком и традиционной культурой жителей тундры, которые могли бы создать условия для качественного образования в тяжких условиях Крайнего Севера. Важным представляется вопрос о финансировании и федеральном субсидировании, выделяемом малокомплектным и кочевым школам в становищах. Это даст возможность оснастить материально-техническую базу для обеспечения качественного образования. Помимо этого, существуют определенные нюансы в организации образования в условиях кочевания. Необходимо учитывать специфический быт народов Севера, а это отличающийся календарный график, зависящий от определенной деятельности отрасли хозяйства, и учебный график, вынужденный подстраиваться под него. Также возникают ситуации, когда образовательный процесс происходит под открытым небом во время долгого кочевья. Педагог должен быть подготовлен и квалифицирован для работы в нестандартных условиях.

На Крайнем Севере России проживает 82,5 тысячи населения. Постоянно в Арктической зоне кочует около 20 тысяч семей. Для детей кочевников для образования представляется возможность обучаться в школе-интернате или кочевьей школе.

Во времена СССР школы-интернаты предоставляли единый тип обучения для детей кочевников. При этом для детей были негативные последствия такие как резкая смена обстановки, культурной среды и разлука с семьей. Иным вариантом для обучения были «красные чумы», а позднее кочевые школы.

Наталья Ситникова поясняет, что подобные школы возникли в начале советского периода. После они приостановили свою работа, а в начале 1990-х годов возобновили свою деятельность вместе с модернизацией национальных школ. Первыми были кочевые школы Оленекского и Момского улусов Якутии. В 2005 году разработка школы вошла в проект под руководством ЮНЕСКО и получила грант на 3000 долларов. Далее создаются научные базы и законодательство, регулирующее положение кочевых школ. Свою работы начали около десяти школ, обучающих примерно сто детей. Традиционные хозяйства отмечают, что кочевая школа способствует укреплению семьи, воспитанию детей в привычных условиях уклада жизни и культуры.

Опыт Якутии позаимствовали Амурская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и Таймыр. Подготовку учителей, работающих по новой программе осуществлял Ямальский многопрофильный колледж. Проект новой школы был очень важен. Образование нового формата даст возможность получить образование детям без отрыва от семьи и традиционной культуры. С 2004 года обострилась проблема обучения детей, в виду того, что родители отказывались отдавать детей в школы-интернаты. Власти пришли к выводу, что необходимо модернизировать систему образования. Проект «Кочевая школа», реализованный в Ямало-Ненецком округе» в 2016 году был представлен ООН. Округ выступил пилотным регионом по внедрению новой формы обучения для дошколят. Были созданы 22 образовательных организации – 17 детских садов и 5 школ. При этом образование получали более 200 детей из кочевых семей. Проект дает возможность приблизить детей к обучению к максимуму и обеспечить образование во время кочевья и в стойбищах.

Цифровые технологии расширяют доступность и качество основного и дополнительного образования. В соответствии с нацпроектом «Образование» все школы России будут подключены к качественному интернету, что даст возможность ученикам из труднодоступных районов использовать все возможности дистанционного образования, педагоги смогут повысить квалификацию, а также будет решен вопрос нехватки учителей в труднодоступных районах.

4676 семей ведут кочевой образ жизни на крайнем Севере России, Сибири и Дальне Востоке. В семьях 6569 детей, из них дошкольного возраста — 2203, школьного возраста — 4366 детей. Семьи, поддерживающие традиционный образ жизни кочевого народа, получают государственную, муниципальную и социальную поддержку. Для реализации поддержки местные бюджеты получают субвенции для обеспечения детей качественным образованием и транспортной доступностью.

Якутия дети образование