Попасть в круг

В последний день чемпионата АЛРОСА «Лучший по профессии» на полигоне МУАДа соревновались водители большегрузных самосвалов. Эта техника была представлена 40-тонным БелАЗом.

На старт вышли 10 водителей, но особенность соревнований была в том, что только половина из них имели возможность победить. Остальные выступали вне зачета. Дело в том, что накануне все водители сдавали экзамен по Правилам дорожного движения. Регламент был жесткий -- две ошибки, и ты вне игры. В итоге эти две ошибки совершила аж половина всех участников. Это стало неприятной неожиданностью для главного эксперта в этой компетенции Сергея ПАЦИАНСКОГО:

-- В этом отношении мы ожидали гораздо лучших результатов. Обычно в подобных соревнованиях этап Правил дорожного движения заваливают один-два человека. На этот раз получилось хуже.

Таким образом, только пять участников вышли на старт, надеясь на победу, остальные пятеро имели возможность лишь показать себя -- их стимулом была профессиональная гордость. Сергей Пацианский уверен, что их выступление послужит улучшению показателей следующих лет:

-- Они должны почувствовать трассу, на себе испытать, каково это, какие здесь сложности. Они передадут это своим коллегам на предприятии, и в следующем году результаты будут лучше. Но их баллы мы все равно посчитаем, они узнают, на что способны.

Что касается самих правил конкурса, то судейская коллегия определяла лучших, исходя из количества набранных участниками баллов. В первом конкурсе «Гараж» огромный самосвал должен был заехать на участок, огороженный вешками, при этом ни в коем случае не задеть их, тем более не наехать на них. Далее следовало упражнение «Змейка», где нужно было проехать между вешками. Самым сложным, пожалуй, был следующий этап. В кузове БелАЗа находился красный куб. Нужно было поднять кузов и попасть этим кубом в круг, выложенный на земле. Большинству из участников сделать это не удалось. В самом конце конкурса водитель должен был остановить огромную машину как можно ближе к вешке, от расстояния зависело количество начисленных баллов, но при этом задевать вешку было запрещено. За это предусматривалось наказание сразу в 100 баллов. Ну и, конечно, учитывалось время прохождения трассы -- чем оно меньше, тем лучше. Увы, но тренировки перед выступлением предусмотрено не было.

-- Предполагается, что это лучшие водители своих предприятий, и они должны справляться с этими заданиями. Они в равных условиях, учитывая, что машина для всех чужая, хотя все работают именно на 40-тонных БелАЗах. Как видим, никто выступления на завалил, никто не сбил фишки, хотя некоторым пришлось сдавать назад, чтобы этого не допустить. Так что все показали себя очень достойно, грубых ошибок никто не допустил, -- поделился мнением главный эксперт компетенции.

Нужно сказать, что участники, действительно, с самого начала задали высокую планку. Первый же выступающий -- представитель МНГОКа Максим БОЧКОВ -- проехал трассу почти идеально, даже пресловутым кубом попал точно в цель. Показалось, что это не так сложно. Но потом стало ясно, что на самом деле это весьма непросто. Следующие три участника в цель кубом не попали. Только замыкающему пятерку Виталию ДЕМЕНТЬЕВУ это удалось. А всего из десяти участников куб в цель сумели направить только четверо. Выступавший четвертым Леонид ЕЛБАКОВ из УГОКа рассказал, что хоть и работает на 40-тонном БелАЗе, но более старой модификации, так что к этой машине нужно было еще привыкнуть. Самым сложным было попасть кубом в круг.

-- Сначала выставляешься по зеркалам, а потом смотришь в монитор. К сожалению, попасть в круг мне не удалось. Трудно сказать, получились ли другие упражнения, это судьям решать, но для первого раза я своим выступлением доволен, - отметил Леонид.

Как оказалось, даже те участники, что выступали вне зачета, испытывали нешуточный стресс. Об этом рассказал Владислав БУРЯНЧИК (МНГОК):

--- Думаю, я показал 80% от своих возможностей. Причина -- в волнении. До сих пор испытываю легкий мандраж. Дело в том, что это очень серьезные соревнования. Я не думал, что будет такой масштаб. Съемки, зрители -- все это добавляет волнения. А ведь именно волнение в самой большой степени влияет на результат. Тут главное взять себя в руки. Жаль, что этого не получилось до конца сделать. Со стороны кажется все легким и простым, а садишься в кабину и не можешь на 100% унять мандраж. И то, что я выступал вне конкурса, волнения не уменьшило, а наоборот. Все же смотрят, очень не хочется опозориться. Это все при том, что, как я считаю, сложных упражнений здесь не было. Все это мы на работе делаем и делаем хорошо. Это даже этого куба касается. Бывает так, что тебе в кузов грузят только один маленький ковш руды и тебе нужно подъехать и попасть в виру. Это примерно то же самое. Так что этот конкурс с кубиком придумали очень хороший. На работе мы обычно попадаем, а вот здесь у меня не получилось. По центру я подъехал, как положено, но не доехал полметра-метр.

В итоге, по подсчетам судей, победителем соревнований все же стал тот, кто начинал -- Максим Бочков. Он еще раз доказал свое мастерство позже, когда уже вне конкурса проходили показательные выступления. По сути дела, водители проезжали ту же трассу, но в зеркальном отражении. В «гараже» парковались уже передом, а змейкой ехали задом. Максим и здесь все сделал идеально. Даже опять попал кубом в круг. Ну а в номинации «Гордость АЛРОСА» победителем был признан Виталий Дементьев (МУАД).

Андрей БОЧАРНИКОВ.
Фото автора

АЛРОСА алмазы лучшийпрофиАЛРОСА Чемпионат профессионального мастерства АЛРОСА сотрудники АЛРОСА Якутия республика Мирнинский район Мирный