5 февраля. Всероссийский день памяти дипкурьеров, погибших при исполнении служебных обязанностей

Иоганн Адамович Махмасталь

В России, как и во всем мире, есть немало памятных дней. Не всегда в эти дни мы должны вспоминать о каких-то радостных событиях, часто речь идет о человеческих трагедиях.  

5 февраля по инициативе дипломатическо-курьерской службы МИД РФ отмечается Всероссийский день памяти дипкурьеров, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Собственно, дипкурьер - это сотрудник МИД РФ, который сопровождает дипломатическую почту. В этой почте могут содержаться какие-то сведения, небезынтересные для иностранных государств. Так что дипломатический курьер должен беречь ее, как зеницу ока.

Хотя служба дипломатических курьеров впервые в нашей стране была образована уже при Советской власти, в 1918 году, но задачи, выполняемые дипкурьерами, конечно, существовали и раньше, ведь сама дипломатия существует столько, сколько и государство. Считается, что первым из русских князей отправил вестника с дипломатическим поручением Вещий Олег в 885 году. Но это только первый случай, упомянутый в летописи. Особая важность таких вестников или гонцов в истории России была обусловлена тем, что до XVII века страна вообще не имела постоянных представительств за границей. Послы направлялись к иностранным дворам лишь в случае необходимости. А значит, если послу нужно было проконсультироваться с государем по какому-либо вопросу, нужно было отправлять гонца. А дороги в то время были не в пример опаснее сегодняшних, да и большие расстояния приходилось преодолевать с помощью лошадей, а не самолетов или поездов. Однако, каких-либо достоверных сведений о неприятностях в дороге у тех гонцов до наших дней не дошло.

В дальнейшем, когда посольства России в различных странах уже появились, депеши везли почтой, гонцы отправлялись в путь лишь в чрезвычайных случаях. А в конце XVIII века императором Павлом был создан Курьерский корпус, и посольскую почту перевозили фельдъегеря, которые в нем служили.

Самый известный случай нападения на отечественных дипкурьеров произошел 5 февраля 1926 года на территории Латвии, которая тогда была независимой. Почему это произошло, и кто за этим стоял, до сих пор точно неизвестно, но существуют документы расследования этого случая латвийскими властями.

Дипкурьеры Теодор Нетте и Иоганн Махмасталь сопровождали дипломатический груз из Москвы в Ригу и далее должны были проследовать в Европу. В поезде уже в Латвии на них было совершено вооруженное нападение. Трое, вооруженные револьверами, ворвались в купе. Нетте находился на верхней полке и выстрелил первым, ранив одного из нападавших, ответным огнем он был убит. Позже выяснилось, что Нетте получил три пули в грудь и по одной в каждую руку. Махмасталь был ранен в живот и правую руку, но, стреляя с левой, ранил еще одного бандита. Впрочем, так утверждал он сам, но по данным баллистической экспертизы обоих нападавших ранил Нетте, а все пули Махмасталя прошли мимо.

Двух бандитов после перестрелки нашли мертвыми, один скрылся. Дипломатическая почта таким образом не пострадала. По официальной версии, двое убитых на самом деле покончили с собой, когда нападение провалилось. Махмасталь в своих показаниях сообщал, что двоих раненых нападавших прикончил третий, который в перестрелке не пострадал. В мертвых позже опознали граждан Литвы братьев Габриловичей, по национальности поляков.

По версии следствия, это была обычная уголовщина, и бандиты просто хотели завладеть ценностями, которые, якобы, перевозили дипкурьеры. Сами курьеры понятия не имели, что было в почте. В СССР, разумеется, придерживались иного мнения, называя инцидент делом рук белоэмигрантов, которых в то время в Латвии было действительно много. Но за спиной у белоэмигрантов, по этой версии, стояла британская разведка, которая хотела добыть доказательства подрывной работы СССР против Великобритании. В наше время появилась версия, что такая деятельность против Британии, действительно, велась. В СССР изготавливались поддельные фунты, которые и перевозили дипкурьеры, ведь из Риги они должны были проследовать дальше до Берлина.

Как же так получилось, что Нетте и Махмасталь смогли в итоге справиться с нападавшими? Дело в том, что оба имели военный опыт. Нетте, уроженец Латвии, прежде был батальонным комиссаром полка латышских стрелков - тех самых, которые были чуть ли не самой надежной опорой Советской власти. Эстонец Махмасталь тоже был участником Гражданской войны, а потом сотрудником ЧК. Интересно, что после нападения, когда на станцию Ишкиле прибыл сотрудник советского представительства, Махмасталь закричал ему: «Я тебя не знаю, не подходи к почте, убью!» Почту он отдал только сотруднику, которого знал лично. Такая преданность делу требовала вознаграждения, и Махмасталь получил повышение - стал заместителем заведующего отдела дипкурьеров. Однако в 1937 году он был арестован, но ему повезло -- в 1939 году его выпустили и реабилитировали.

Нетте и Махмасталь были награждены орденами Красного Знамени. В честь Нетте назвали судно. Помните у Маяковского: "Товарищу Нетте -- пароходу и человеку"? В честь Махмасталя, кстати, тоже позже назвали корабль-лесовоз.

Об этом случае уже в следующем 1927 году был снят фильм «Сумка дипкурьера».

Этот инцидент с дипкурьерами -- самый известный, но не единственный. В 1920 году был убит дипкурьер Холин-Хоромушин. Он следовал из Москвы в Каунас на специальном паровозе. Дело происходило во время советско-польской войны и, хотя он имел разрешение от польского руководства на переход линии фронта, он все же был убит агентами польской разведки.

В 1942 году Николай Шмаков и Иван Хромов должны были доставить диппочту из США. Их судно "Сталинград" было торпедировано немецкой подводной лодкой. Оба дипкурьера погибли.

В 1944 году погиб дипкурьер Михаил Кольцов. Он доставлял диппочту из Москвы в Тегеран на самолете, который был подбит, но сумел дотянуть почти до самого Тегерана, так что почта была доставлена по назначению, потому что Кольцов сумел выпрыгнуть с парашютом, правда приземлился уже мертвым.

Но самолеты сбивают не только во время войны. В 1961 году над Европой был сбит самолет, в котором дипкурьеры Алексей Власов и Владимир Зябликов везли почту. Чья система ПВО сбила самолет, до сих пор неизвестно, но дипкурьеры сумели выбросить чемодан с секретными документами над территорией Чехословакии. Это был союзник СССР. Документы попали по назначению, но оба курьера погибли.

Андрей БОЧАРНИКОВ