Алкозамок заглушит двигатель

Фото drivenn.ru

Вот представьте: садится человек в машину, заводит её, пытается тронуться, а она глохнет. Как же так? Снова поворот ключа – заводится ласточка. Сцепление, газ и…снова глохнет. Только проблема-то не в двигателе, не в топливе – в водителе. Так работает «алкозамок».

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии утвердило ГОСТ, устанавливающий требования к алкозамкам, а также определяющий категории транспортных средств, которые должны быть ими оборудованы. Интересно, что вступление документа в силу определено датой, в народе окрещённой «Днём дурака» – 1-го апреля текущего года.

Так что же такое «алкозамок»? Информация о вводимом стандарте ГОСТ Р 70637–2023 «Автотранспортные средства. Система контроля состояния водителя (алкозамок). Общие технические требования» приведена на официальном сайте Росстандарта. Там и читаем: «система контроля состояния водителя (алкозамок) предназначена для выявления паров этанола в выдыхаемом водителем воздухе и осуществления, в случае превышения их порогового значения, блокировки работы двигателя в момент начала движения транспортного средства, а также передачи соответствующей мониторинговой информации как на бортовые устройства регистрации, так и внешним потребителям.

Оказывается, алкозамки – не наша выдумка. Используемые во многих странах мира, они устанавливаются почти на все виды общественного транспорта. Внедрение положений ГОСТ само по себе позволит обеспечить применение устройств подобного рода в нашей стране и создать механизмов контроля за состоянием водителя в целях пресечения возможности управления транспортными средствами людьми в состоянии алкогольного опьянения. Соответственно, предполагается, то это «будет способствовать повышению уровня безопасности дорожного движения и обеспечению снижения количества дорожно-транспортных происшествий» в России.

Стандарт распространяется на системы контроля состояния водителя, устанавливаемых на транспортные средства, предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров (в том числе используемые для перевозки детей – это категории М1, М2, М3 – прим. ред.), а также на автомобили, используемые для перевозки опасных, специальных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, твёрдых бытовых отходов и мусора (категории N1, N2, N3 – прим. ред.).

При этом, не знаем, как вы, уважаемый читатель, а мы сразу обратили внимание на фразу «передача соответствующей мониторинговой информации внешним потребителям». Так вот, этими «внешними потребителями», получающими информацию о работе алкозамка, смогут стать автотранспортные предприятия, региональные или муниципальные навигационно-информационные центры; орган государственного управления, уполномоченный осуществлять контроль за безопасностью дорожного движения. Этому может способствовать «применение аппаратуры спутниковой навигации для передачи мониторинговой информации» – в этом смысле пригодилась «ЭРА-ГЛОНАСС», на которую информация от транспортного средства «будет поступать по сетям подвижной радиотелефонной связи с целью её дальнейшего администрирования».

Иными словами, в скором времени автопарки логистических компаний, пассажирский автотранспорт будет ожидать такого рода «апгрейд». Всё это наталкивает на размышления о двух вещах. Первая – ожидание удорожания соответствующих услуг. Закупить, установить и использовать данные системы предприятия будут за свой счёт, который, разумеется, будет выставлен потребителям их услуг – нам с вами. Такова цена высокой цели обеспечения безопасности дорожного движения и борьбы с пьянством.

Вторая – уж в такой стране живём – возможность обмануть систему. В НАМИ, оказывается, тоже работают наши соотечественники, которые также думали в этом направлении. Так вот, для предотвращения попыток обмана система перед проверкой водителя на трезвость должна выявить «уникальные признаки, позволяющие отличать его от других водителей, и однозначно идентифицировать его в информационной системе по его индивидуальному идентификатору, зарегистрированному в данной системе». В этой связи в эту самую систему заранее загрузятся данные тех, кто будет допущен к управлению конкретным автомобилем – аппаратура будет оснащена распознающей лицо водителя камерой: «Размер и качество изображения, получаемого с камеры в дневное и ночное время, должны обеспечивать возможность его программной обработки …в целях идентификации».

Выходит, попросить товарища «подышать в нужную сторону» не получится. Ведь анализ на содержание паров этилового спирта в выдыхаемом воздухе водитель сможет пройти только после прохождения процедуры идентификации. Согласно ГОСТу, допускается применение как контактных, так и бесконтактных способов отбора проб. В случае контактного метода автомобилист должен будет выдохнуть не менее 1,2 л воздуха в прибор, имеющий сменный мундштук. При бесконтактном способе размещённый в салоне машины газоанализатор автоматически возьмёт пробы выдыхаемого воздуха. «Конструкция индикаторов паров этанола должна обеспечивать проведение автоматического контроля очистки от этанола первичного измерительного преобразователя индикатора и отсутствие этанола в системе отбора пробы выдыхаемого воздуха (в случаях контактного способа) и в окружающем воздухе», – вот такая система будет скоро стоять в кабинах требовательных автопарков. Если содержание этилового спирта в выдыхаемом воздухе превысит установленные нормы, то при попытке тронуться с места система заглушит двигатель машины. Но завести мотор и не пытаться тронуться с места алкозамок позволит. Кроме того, ГОСТ предусматривает, что в случае экстренных ситуаций, а также для обслуживания системы алкозамок должен иметь возможность деактивации.

Интересная, в общем, штука. Такой вот будет «пьянству – бой».

Александр Миловидов

алкозамок общество НАМИ Росстандарт